Солдатов Г.Ю.,
руководитель специальных проектов Национального рейтингового
агентства, управляющий партнер ООО «Лаэто Консалтинг»
Как купить новый банк, правильно рассчитав его стоимость? На какие ухищрения может пойти продавец и что такое «сделка кролика с удавом»? Стоит ли ждать поддержки от ЦБ банку с «больным» капиталом и как долго можно торговаться владельцу банка с «дырой» в капитале? На эти и другие интересующие вас вопросы отвечает автор статьи «Покупка банка – четыре фактора успеха».
как рассчитать стоимость банка, покупка банка, приобретение банка, дыра в капитале банка, успешный бизнес, докапитализация банка, фактор ЦБ.
В последнее время в Национальное рейтинговое агентство поступает большое количество вопросов, связанных с приобретением банков. Часто покупатели просят помощи в поиске объекта покупки либо в независимой оценке финансового состояния кандидата на покупку. Разбирая отдельные случаи, мы решили описать стандартные глубинные противоречия продавца и покупателя, с которыми нам приходится сталкиваться в девяти из десяти случаев.
Итак, начнем с целей. Основные цели, которые преследует банк-покупатель:
– увеличение капитала – 70%;
– приобретение нового рынка/технологий – 20%;
– заход в новый сегмент для банка (покупка успешного банка в новом целевом сегменте) – 5%;
– остальные – 5%.
Цели продавца банка нам не очень интересны. Зачем хотят продать банк и на что пойдут вырученные деньги, в свете данной статьи мы рассматривать не будем.
Итак, первое противоречие.
Покупателю нужен новый банк, для того чтобы увеличить капитал основного актива (банка). Соответственно, сделка имеет смысл для покупателя, только если цена приобретаемого банка рассчитана по формуле
Капитал × k = Price,
где Капитал – размер капитала покупаемого банка;
k – коэффициент, меньший единицы (как правило, меньший 0,85);
Price – цена покупки.
При этом продавец банка в 70% случаев считает продаваемый бизнес успешным. И в формуле выше его оценка коэффициента k всегда больше единицы (как правило, от 1,2 и выше).
В то же время продавец часто занижает для себя оценку «дыры» в капитале: «У меня все отлажено, все работает как часы, это отличный бизнес. Ну да – дыра в капитале, но ее легко закрыть». Так вот, эти «дыры» в капитале не принимаются как аргументы при формировании цены. «Дыры» не скрываются, просто продавец считает их несущественными в отличие, как вы понимаете, от покупателя. Обсуждение существующей «дыры» способно разозлить продавца вплоть до отказа от продажи со словами: «Это вам не помоечный банк, это отлаженный бизнес»! Нереалистичность оценок собственного бизнеса иногда достигает катастрофических размеров.
В нашей практике был случай, когда собственник банка «с дырой», находясь даже перед риском отзыва лицензии, не согласился на очень хорошие условия сделки по продаже банка. Отказ был странно мотивирован: «… я крупный, у меня много физических лиц, ЦБ не посмеет отобрать лицензию, мы представляем вполне устойчивую и понятную бизнес-модель». К сожалению, Центральный банк все же отобрал лицензию у банка…
При подсчете стоимости продаваемого бизнеса по приведенной выше формуле могут возникнуть два варианта развития событий:
– здоровый банк, без проблем с капиталом не хотят продавать дешевле чем за 1,2 капитала;
– банк имеет проблемы в капитале, но тем не менее собственники не желают его продавать ниже коэффициента 1,2 капитала. Любые предложения, например «хорошо, давайте оставим коэффициент 1,2 капитала за вычетом цены «проблемы», также отвергаются.
В первом случае договориться почти невозможно. Цели у покупателя и продавца слишком разные. Если покупатель приобретает только капитал банка, игнорируя саму бизнес-модель, мы посоветовали бы продавцу искать другого покупателя, а покупателю искать другой банк для покупки. Есть только одно «но»: их интересы могут совпасть. Если собственнику успешно работающего банка нужна докапитализация, тогда покупателю, притворившемуся «волком в овечьей шкуре», что-то светит.
Мы несколько раз встречали такие умные сделки. Мы их называем «сделка кролика и удава». Один из примеров: собственник банковской группы искал банки для увеличения капитала одного из банков группы. Продавец здорового банка на самом деле искал не возможности продажи банка, а инвестирования для докапитализации под растущий бизнес. В итоге «инвестор» определил с продавцом целевые ориентиры:
– 20% мы даем сразу и по очень хорошей цене, пусть будет 1,3 к капиталу (чтобы усыпить внимание продавца);
– еще 20% – в случае достижения таких-то показателей банком.
Одна важная деталь: в случае недостижения банком показателей – обратный выкуп. При этом после захода в банк инвестор имеет право заводить на обслуживание «свои компании» в банк.
Надо ли объяснять, чем грозит «кролику» такая «удачная» сделка с «удавом»? И тем не менее такие сделки на рынке – не редкость.
Теперь второй случай. В продаваемом банке может быть и великолепный бизнес, но есть «дыра» в капитале.
При этом «дыра» в капитале вещь условная и относительная. Для продавца это может быть нерешаемая проблема. А вот для покупателя это может быть легко решаемая задача. В самом деле, капитал – это активы банка минус его обязательства. Это не деньги в кармане акционера. Их невозможно извлечь или потрогать. Даже если акционер захочет распродать все активы и расплатиться по долгам, он не сможет получить свой капитал «наличностью» даже у самого беспроблемного банка. Почему? Потому, что, как только он начнет распродавать активы, прибегут вкладчики и кредиторы банка забирать свои деньги обратно.
Банк вынужден будет продавать свои активы ускоренными темпами, а значит, по более низкой цене от балансовой стоимости активов. В результате акционер всегда получит денег меньше, чем балансовая величина капитала.
Как может покупатель решить проблемы с капиталом? Один из способов – это перевести «проблемных клиентов» на свой банк, который в группе покупает другой «проблемный банк». В этом случае история клиентов в новом банке будет «чистой», без просрочек и недоплат, и под них не нужно будет формировать такие суммы резервов, как в проблемном банке. Естественно, это работает, пока у клиентов опять не начинаются просрочки по кредитам. Но это уже технология работы с клиентами нового банка.
Предлагаем разобраться с иллюзиями собственника банка с «больным капиталом». 90% иллюзий связано с поведением Центрального банка России.
Итак, функции Банка России (cbr.ru/today/?PrtId=bankstatus):
Банк России осуществляет свои функции в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и иными федеральными законами. Согласно ст. 75 Конституции Российской Федерации основной функцией Банка России являются защита и обеспечение устойчивости рубля, денежная эмиссия осуществляется исключительно Банком России. В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России осуществляет защиту прав и законных интересов акционеров и инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечени.
Мы специально в данной статье даем ссылку на информацию с сайта Банка России от 8 июля 2014 г. (последнее обновление). Если внимательно прочитать, то получается, что ЦБ РФ – гарант исполнения законодательства и регулятор в этой связи для всех банков (и не только банков). При этом, если на одной чаше весов оказываются интересы вкладчиков, а на другой – интересы акционеров или инвесторов банка, ЦБ РФ выбирает всегда интересы вкладчиков. Соответственно, сотрудники ЦБ РФ работают всегда в интересах вкладчиков, у них нет функционала «рискнуть и дать шанс» акционерам банка. Их функция – минимизация рисков для вкладчиков. Бесполезно идти в ЦБ с позицией «подождите немного, тут же выплат на n миллиардов, еще пара месяцев – и дыра будет закрыта».
Почему бесполезно? Очень просто, вы получите ответ: «У нас уже сформированы резервы – эти самые n миллиардов, в наши функции входит исполнение действующего законодательства, а не ваши бизнес-интересы».
С этим можно соглашаться или не соглашаться, можно спорить, но в ЦБ всегда будут ставить интересы вкладчиков выше интересов акционеров и даже интересов развития банка. Всегда проще поступить с минимальным риском для вкладчиков и раздать деньги из сформированных резервов, чем продолжать ждать, пока «дыра» в капитале банка закроется, и подвергать вкладчиков тем самым риску невозврата. Конечно, в результате отзыва лицензии банка часть вкладчиков потеряет свои сбережения (свыше 700 тыс. руб. – ранее, а теперь – свыше 1,4 млн). Но большинство вкладчиков свои деньги получит с процентами обратно, и это важный политический и экономический фактор стабильности и доверия населения к банковской системе.
Итак, фактор ЦБ нельзя игнорировать и тем более нельзя надеяться на то, что «ЦБ подождет». Соответственно, если есть проблемы с капиталом, то время – это самый короткий ресурс в данном случае, на торговлю времени просто нет, так как Центральный банк РФ уже сформировал резервы и под эту проблему. Если не успеть решить проблему в кратчайший срок, то ничто уже не поможет, и, после того как лицензия будет отозвана, о былых предложениях останутся одни воспоминания.
Небольшой итог нашего опыта:
1. Если покупатель хочет купить банк с дисконтом к капиталу, а продавец считает свой банк успешным бизнесом, рекомендуем не тратить время, сделка не имеет перспективы.
2. Если здоровый банк (продавец) ищет докапитализацию, а покупатель преследует цель завладеть активом с целью увеличения капитализации своего основного актива, продавцу надо быть предельно осторожным, иначе риск потери банка по очень низкой цене стремится к 100%.
3. Если банк продавца – это хороший бизнес, но капитал «болен», а у продавца нет времени, каждый потерянный в переговорах день грозит крахом. Регулятор исполняет свою работу в соответствии с действующим законодательством, и регулятор в данном случае всегда отдаст предпочтение вкладчикам, а не бизнес-интересам.
4. Если покупатель приобретает у продавца банк с целью приобретения нового бизнеса/сегмента рынка/технологий, то в таком случае цели покупателя и продавца, равно как и основной взгляд на активы, одинаковы. Данный случай самый благоприятный и для покупателя, и для продавца. |