Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2015 год | Статьи из номера N2 / 2015

Анализ доходов бюджета города Москвы в целях выявления путей повышения налогового потенциала

Грищенко А.В.,
кандидат экономических наук, доцент кафедры финансового
менеджмента Московского городского университета управления
Правительства Москвы, аттестованный аудитор Минфина России

ЧиграковаН.М.,
аспирант Московского городского университета управления
Правительства Москвы, бухгалтер ООО «Террафинанс»

С каждым годом расходы как государства в целом, так и отдельно взятого субъекта возрастают. Для покрытия планируемых расходов необходим определенный уровень дохода. Свод доходов и расходов формирует бюджет субъекта. Каждый бюджет формируется на основании планируемого объема поступлений и прогнозируемых значений расходной части бюджета. Согласно положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы бюджета делятся на налоговые, неналоговые и безвозмездные поступления.

Город Москва имеет самый большой бюджет среди субъектов Российской Федерации. В условиях нестабильной экономической ситуации, наблюдаемой в стране, особенно актуальными являются рассмотрение основных источников доходов бюджета г. Москвы на 2015 г., анализ поступлений в бюджет города в динамике за предыдущие периоды в целях оценки влияния неблагоприятной экономической ситуации на бюджет города. Основная цель работы – анализ налоговых доходов бюджета города Москвы и выявление путей повышения налогового потенциала города.

Город Москва является уникальным субъектом Российской Федерации, выполняющим одновременно роль города федерального значения и столицы государства. Москва является ориентиром для других городов России в уровне социально-экономического развития, в области развития инвестиционной деятельности, а также в сфере финансовой самостоятельности.

Территория Москвы и уровень населения города сопоставимы со значениями некоторых стран мира. С целью эффективного управления крупным мегаполисом Москва имеет территориальное деление. В состав города Москвы входят 125 муниципальных образований, 2 городских округа и 19 поселений(1).

Каждая территориальная единица имеет свой бюджет и в совокупности с городским бюджетом формирует консолидированный бюджет г. Москвы.

Нормативно правовое регулирование в области бюджетного процесса в городе Москве основано на Законе города Москвы от 10.09.2008 № 39 «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Москве». Согласно ст. 3 данного Закона бюджетная система города Москвы состоит:
1) из бюджета города;
2) из бюджета Московского городского фонда обязательного медицинского страхования;
3) из бюджетов муниципальных образований, к которым относятся бюджеты муниципальных округов, городских округов и бюджеты поселений.

Доходы бюджета города и бюджетов муниципальных образований формируются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах, сборах и иных обязательных платежах(2).

Согласно ст. 41 Бюджетного кодекса РФ доходы бюджетов подразделяются на налоговые, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.

Рассмотрим основные источники доходов каждого уровня бюджетной системы города Москвы.


(1) Открытый бюджет г. Москвы // Сетевой ресурс: http://бюджет.москва.рф/
(2) Статья 39 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. От 26.12.2014 с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) // СПС «КонсультантПлюс».


Источники доходов поселений в соответствии со ст. 5 Закона города Москвы от 18.12.2013 № 70 «О бюджете города Москвы на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов»:
1. Отчисления от налога на доходы физических лиц по установленным нормативам.
2. Налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах поселений, – по нормативу 100%.
3. Отчисления от единого сельскохозяйственного налога – по нормативу 50%.
4. Земельный налог – по нормативу 100% для объектов, расположенных в границах поселений.
5. Государственная пошлина – по нормативу 100%.
6. Отчисления от акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, для формирования муниципальных дорожных фондов по установленным нормативам.
7. Доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах поселений, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков, расположенных в границах поселений, – по нормативу 50%.
8. Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении органов управления поселений и созданных ими учреждений (за исключением имущества муниципальных бюджетных и автономных учреждений), – по нормативу 100%.
9. Доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах поселений, – по нормативу 50%.
10. Доходы от продажи земельных участков, находящихся в собственности внутригородских муниципальных образований города федерального значения Москвы (за исключением земельных участков муниципальных бюджетных и автономных учреждений), – по нормативу 100%.
11. Часть прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, – по нормативу 100%.
12. Прочие поступления от использования имущества и прав, находящихся в собственности поселений (за исключением имущества муниципальных бюджетных и автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий), – по нормативу 100%.
13. Доходы от продажи квартир, находящихся в собственности поселений, – по нормативу 100%.
14. Доходы от реализации иного имущества, находящегося в собственности поселений (за исключением имущества муниципальных бюджетных и автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных) в части реализации основных средств по указанному имуществу – по нормативу 100%.
15. Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства – по нормативу 100%.
16. Штрафы, санкции, возмещение ущерба – по нормативу 100%.
17. Прочие неналоговые доходы – по нормативу 100%.
18. Межбюджетные трансферты бюджетам поселений из бюджета города Москвы.
19. Безвозмездные поступления в бюджеты поселений от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования.

Источники доходов муниципальных округов в соответствии со ст. 5 Закона города Москвы от 18.12.2013 № 70 «О бюджете города Москвы на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов»:
1. Отчисления от налога на доходы физических лиц по установленным нормативам.
2. Неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты муниципальных округов, в части:
а) доходов от оказания платных услуг получателями средств бюджетов муниципальных округов и компенсации затрат бюджетов муниципальных округов;
б) доходов от возмещения ущерба при возникновении страховых случаев, когда выгодоприобретателями выступают получатели средств бюджетов муниципальных округов;
в) доходов от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале), находящегося в муниципальной собственности, за исключением имущества муниципальных бюджетных и автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
г) поступлений от денежных взысканий (штрафов);
д) прочих денежных взысканий (штрафов) за неисполнение и ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) условий муниципальных контрактов;
е) невыясненных поступлений;
3. Межбюджетные трансферты бюджетам муниципальных округов из бюджета города Москвы.
4. Безвозмездные поступления в бюджеты муниципальных округов от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования.

Источники доходов городских округов в соответствии со ст. 5 Закона города Москвы от 18.12.2013 № 70 «О бюджете города Москвы на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов»:
1. Отчисления от налога на доходы физических лиц по установленным нормативам.
2. Налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, – по нормативу 100%.
3. Отчисления от единого сельскохозяйственного налога – по нормативу 100%.
4. Земельный налог с объектов, расположенных в границах городских округов, – по нормативу 100%.
5. Государственная пошлина (подлежащая зачислению по месту государственной регистрации совершения юридически значимых действий или выдачи документов) – по нормативу 100%.
6. Отчисления от акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, для формирования муниципальных дорожных фондов по установленным нормативам.
7. Доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков, расположенных в границах городских округов, – по нормативу 100%.
8. Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении органов управления городских округов и созданных ими учреждений (за исключением имущества муниципальных бюджетных и автономных учреждений), – по нормативу 100%.
9. Доходы от сдачи в аренду имущества, составляющего казну внутригородских муниципальных образований города федерального значения Москвы (за исключением земельных участков), – по нормативу 100%.
10. Доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, – по нормативу 80%.
11. Доходов от продажи земельных участков, находящихся в собственности внутригородских муниципальных образований города федерального значения Москвы (за исключением земельных участков муниципальных бюджетных и автономных учреждений), – по нормативу 100%.
12. Часть прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, – по нормативу 100%.
13. Прочие поступления от использования имущества и прав, находящихся в собственности городских округов (за исключением имущества муниципальных бюджетных и автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий), – по нормативу 100%.
14. Плата за негативное воздействие на окружающую среду – по нормативу 40%.
15. Доходы от продажи квартир, находящихся в собственности городских округов, – по нормативу 100%.
16. Доходы от реализации иного имущества, находящегося в собственности городских округов (за исключением имущества муниципальных бюджетных и автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных) в части реализации основных средств по указанному имуществу – по нормативу 100%.
17. Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства – по нормативу 100%.
18. Штрафы, санкции, возмещение ущерба – по нормативу 100%.
19. Штрафы за нарушение законодательства о налогах и сборах и за административные правонарушения в области налогов и сборов – по нормативу 50%.
20. Прочие неналоговые доходы – по нормативу 100%.
21. Межбюджетные трансферты бюджетам городских округов из бюджета города Москвы.
22. Безвозмездные поступления в бюджеты городских округов от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования.

Необходимо также отметить, что одним из доходов муниципальных образований города Москвы являются межбюджетные трансферты. Межбюджетные трансферты из бюджета города бюджетам муниципальных образований предоставляются в форме:
1) дотаций. Дотации из бюджета города Москвы бюджетам внутригородских  муниципальных образований предоставляются в целях обеспечения сбалансированности местных бюджетов. Объем предусмотренных дотаций муниципальным образованиям из бюджета города на 2015 г. составляет 250 000 тыс. руб.(1);
2) субвенций для осуществления переданных органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий города Москвы. Средства, передаваемые из бюджета города бюджетам муниципальных образований в форме субвенций, имеют строго целевой характер и не могут направляться на обеспечение других расходных обязательств муниципальных образований. Неиспользованные по состоянию на 1 января очередного финансового года остатки субвенций, имеющих целевое назначение, подлежат возврату в бюджет города. Объем предусмотренных субвенций муниципальным образованиям из бюджета города на 2015 г. составляет 881 423,30 тыс. руб., что почти в 2 раза меньше объема предоставленных субвенций в 2014 г.(1);
3) субсидий. Субсидии бюджетам муниципальных образований из бюджета города предоставляются на софинансирование расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения; на выравнивание обеспеченности муниципальных образований по реализации ими их отдельных расходных обязательств.

Неиспользованные по состоянию на 1 января очередного финансового года остатки субсидий, имеющих целевое назначение, подлежат возврату в бюджет города;
4) иных межбюджетных трансфертов. Иные межбюджетные трансферты из бюджета города Москвы бюджетам внутригородских муниципальных образований предоставляются в соответствии с решением главного администратора бюджетных средств о наличии потребности у муниципального образования в иных межбюджетных трансфертах, имеющих целевое назначение, в случаях и порядке, предусмотренных законом города Москвы о бюджете города и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства города Москвы. Объем предусмотренных иных межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям из бюджета города на 2015 г. составляет 374 400 тыс. руб.(1).

Для оценки динамики уровня доходов бюджета города Москвы следует провести анализ структуры доходов бюджета Москвы за 2013–2015 гг. на основании плановых значений показателей, утвержденных законами города Москвы о бюджете города на очередной период (табл. 1).

В первую очередь отметим, что плановый уровень доходов бюджета на 2015 г. снижен до 1486,2 млрд руб., что на 1% меньше планового уровня доходов бюджета на 2014 г. (без учета безвозмездных поступлений). При более подробном анализе данных следует отметить, что снижение доходов ожидается за счет уменьшения доходов от налога на прибыль, что обусловлено экономическим спадом в стране и тяжелыми условиями для развития бизнеса и экономики в целом.

При этом ожидается рост доходов от налога на доходы физических лиц в связи с увеличением ставки налогообложения дивидендов до 13%, а также разрешения иностранным сотрудникам работы на основе патента, что привлечет большее количество рабочей силы в регион и, как следствие, увеличит сборы по налогу на доходы физических лиц. Однако необходимо заметить, что рост налоговых поступлений по НДФЛ может быть гарантирован только в условиях отсутствия роста безработицы. В отношении прочих налогов и сборов прогнозируется снижение доходов, что объясняется спадом в экономике.


(1) Открытый бюджет города Москвы // Сетевой ресурс: бюджет.москва.рф/


При снижении уровня налоговых доходов прогнозируется небольшой рост неналоговых доходов, обусловленный повышением показателя ожидаемых доходов по прочим неналоговым доходам, при этом доходы от аренды имущества предполагается сохранить на уровне 2014 г., а вот поступления от продажи от имущества на 2015 г. значительно меньше показателя 2014 г. и составят только 15,9 млрд руб.

Также необходимо отметить, что согласно Закону города Москвы от 19.11.2014 № 54 «О бюджете города Москвы на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» бюджет города Москвы на 2015 г. принят с дефицитом в размере 146,7 млрд руб., что значительно меньше дефицита бюджета за 2014 г. – 216,3 млрд руб.

В общей структуре доходов бюджета города Москвы (без учета безвозмездных поступлений, так как на 2015 г. сумма безвозмездных поступлений не известна) налоговые доходы занимают:
в 2013 г. – 89,94%;
в 2014 г. – 91,05%;
в 2015 г. – 89,98%.

Таким образом, для более глубокого анализа доходов бюджета города Москвы необходимо проанализировать подробную структуру налоговых доходов бюджета города Москвы (табл. 2).


(1) В соответствии с Законом города Москвы от 25.06.2014 № 36 «Об исполнении бюджета города Москвы за 2013 год».
(2) В соответствии с Законом города Москвы от 16.04.2014 № 16 «О внесении изменений в Закон города Москвы от 18 декабря 2013 года № 70 «О бюджете города Москвы на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов».
(3) В соответствии с Законом города Москвы от 19.11.2014 № 54 «О бюджете города Москвы на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов».


По данным табл. 2 видно, что доля налоговых доходов в бюджете Москвы (с учетом безвозмездных поступлений в структуре доходов) за последние два года составляла 86%. При анализе данных за 4 года отчетливо видно, что за период 2011–2014 гг. доля налога на прибыль в структуре налоговых доходов уменьшилась с 38,3 до 31,4%, а доля налога на доходы физических лиц, наоборот, увеличилась с 32,4 до 41,8%. Такое изменение в структуре налоговых доходов обусловлено введением консолидированных групп налогоплательщиков, в связи с чем поступления по налогу на прибыль уменьшились. В то же время увеличение поступлений по налогу на доходы физических лиц связано с развитием экономики после кризиса 2008–2009 гг., рост поступлений за 2014 г. произошел в большей степени из-за стремления многих компаний выплатить дивиденды с применением ставки 9% вместо установленной с 1 января 2015 г. ставки 13%.

Наибольшие поступления налогов в бюджет города Москвы происходят по следующим отраслям экономики:
– оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования – 22,6% налоговых доходов;
– операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг – 20% налоговых доходов;
– финансовая деятельность – 13% налоговых доходов(1).

При рассмотрении поступлений по каждому из налогов в бюджет города

Москвы, а также удельной доле в структуре налоговых доходов необходимо уделить отдельное внимание суммам «недополученных» налогов в связи с применением налоговых льгот (табл. 3).

Таким образом, за 2014 г. налоговые льготы составили 4,6% от поступивших в бюджет налоговых доходов, что не является существенным показателем для развития налогового потенциала региона.

Проведя анализ основных источников доходов бюджета города Москвы, можно сделать вывод, что основными налогами, формирующими налоговые доходы бюджета, являются налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц. Однако стоит помнить, что и поступления от других налогов имеют также немаловажное значение в структуре доходов. Совокупность возможных налоговых поступлений формирует налоговый потенциал региона.


(1) Открытый бюджет города Москвы // Сетевой ресурс: бюджет.москва.рф/


Повышение налогового потенциала региона, как правило, подразумевает увеличение налоговой нагрузки на население. Говоря о поиске путей повышения налогового потенциала, необходимо всегда помнить, что уровень налоговой нагрузки – очень тонкий инструмент в регулировании налоговых поступлений, особенно в период экономического спада.

В целях повышения налогового потенциала как города Москвы, так и РФ, в конце 2014 г. были внесены поправки в законодательство, в частности увеличились ставки по налогообложению дивидендов до 13%, а также размер госпошлин по ряду юридически значимых действий. На мой взгляд, это верные шаги на пути повышения налоговых поступлений, так как введение таких поправок не затронет налоговую нагрузку на большую часть населения и бизнес. Введение налога на имущество с кадастровой стоимости имущества еще нельзя оценить с точки зрения влияния на рост налогового потенциала, однако есть все предпосылки к тому, что поступления от налога на имущество весьма возрастут. Кроме того, были введены повышающие коэффициенты для отдельного вида транспорта для расчета транспортного налога.

Говоря о налоговом потенциале, необходимо также обратить внимание на торговый сбор, направленный на мобилизацию части налоговых доходов на местный уровень бюджета, однако влияние введения торгового сбора на налоговый потенциал региона в целом будет незначительным, так как сумму уплаченного торгового сбора можно будет включать в расходы для целей налогообложения, а значит с введением торгового сбора у части организаций появятся дополнительные расходы и, следовательно, снизятся поступления по налогу на прибыль и упрощенной системе налогообложения (УСН) (при объекте «доходы минус расходы»).

Для целей повышения налогового потенциала уже рассматривается вопрос о возможности регионов устанавливать критерии для использования УСН, особенно для отдельных видов деятельности, таких как торговля. Введение такой поправки в Налоговом кодексе РФ, на мой взгляд, будет весьма актуальным для Московского региона, где доля наценки, как правило, намного больше, чем в других регионах. Уменьшение критерия по объему выручки может повлиять на сдерживание цен продавцами на товар в целях удержания выручки в установленном лимите, однако может повлечь и негативные последствия, такие как «дробление» бизнеса, сокрытие части выручки. В данном случае необходимо снижать критерии достаточно постепенно, чтобы это не было «шоком» для организаций и не спровоцировало негативные последствия.

Таким образом, среди основных направлений повышения налогового потенциала города Москвы можно рассматривать:
– увеличение размеров одноразовых платежей, носящих не постоянный характер для налогоплательщиков, таких как уплата госпошлин;
– повышение стоимости патента для иностранных сотрудников как мера по привлечению дополнительных доходов в бюджет, а также как способ контроля за объемом иностранной рабочей силы на трудовом рынке;
– введение для регионов возможности устанавливать понижающие коэффициенты на критерии использования УСН в отдельных отраслях;
– повышения уровня контроля за соблюдением налогоплательщиками физическими лицами обязанностей по декларированию полученных доходов и уплате налогов.

Литература
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 26.12.2014 с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) // СПС «КонсультантПлюс».
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 29.12.2014 с изм. и доп., вступ. в силу с 29.01.2015) // СПС «КонсультантПлюс».
3. Закон города Москвы от 19.11.2014 № 54 «О бюджете города Москвы на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» // СПС «КонсультантПлюс».
4. Закон города Москвы от 18.12.2013 № 70 «О бюджете города Москвы на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» // СПС «КонсультантПлюс».
5. Закон города Москвы от 21.11.2012 № 59 «О бюджете города Москвы на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов» // СПС «КонсультантПлюс».
6. Открытый бюджет города Москвы // Сетевой ресурс: бюджет.москва.рф/
7. Закон города Москвы от 10.09.2008 № 39 «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Москве» // СПС «КонсультантПлюс».
8. Бюджетная система России: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / под ред. Г.Б. Поляка – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 703 с.
9. Грищенко А.В., Чигракова Н.М. Проблема оценки налогового потенциала города Москвы методом валового регионального продукта // Финансовый менеджмент. – 2014. – № 3. – С. 62–68.

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».