Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2009 год | Статьи из номера N2 / 2009

Оценка и формирование товарной политики на основе оборачиваемости запасов в целях повышения финансовой устойчивости и платежеспособности производственных предприятий

Веселов А.И.,
аспирант Тихоокеанского
государственного
экономического
университета,
г. Владивосток

В статье [1] рассмотрены основные методы, используемые для оценки и формирования товарной политики предприятий. Немногие из них учитывают финансовые факторы деятельности предприятия для разработки ассортимента предприятия (за исключением методов операционного анализа и рентабельности отдельных товарных групп, которые учитывают некоторые финансовые показатели). Поэтому целесообразно при оптимизации товарного ассортимента использовать также метод, который бы основывался именно на финансовом состоянии предприятия, так как оно оказывает непосредственное влияние на процесс принятия решений на предприятии.

Сегодняшняя ситуация такова, что финансовое состояние предприятия – важнейшая ее характеристика. А если учесть то, что финансовое состояние предприятий в целом по России низкое, то оно должно иметь решающее значение при выборе товарных групп. Конечно, необходимо учитывать и рыночные аспекты деятельности предприятия, которые учитываются при применении указанных методов [1], но слепо следовать таким методам формирования ассортимента не стоит по причине того, что при ухудшении финансового состояния предприятия существует вероятность его банкротства. Более того, при ухудшении финансового состояния невозможно будет проводить политику регулирования ассортимента, предусмотренную, например, методом БКГ.

Сегодняшняя ситуация в финансовой сфере российской экономики такова, что предприятия испытывают нехватку средств для финансирования текущей деятельности и расширения производственных мощностей. Существует определенная потребность в заемных финансовых ресурсах. Кредитование банковской системой российских предприятий достаточно ограничено по следующим причинам:
- нестабильность банковской сферы, ее слабость (что показал финансовый кризис в сентябре 2008 г.) приводят к недостатку финансовых ресурсов для кредитования;
- слабость финансового состояния предприятий производственной сферы, вследствие чего оценка кредитными службами банков предприятий заемщиков низка.

Из данных признаков следует, что ставки по кредитам достаточно высокие, что говорит о том, что предприятиям кредиты брать невыгодно, то есть каждый взятый кредит снижает прибыль. А в условиях недостаточности ресурсов для финансирования своей производственной деятельности приходится все сильнее полагаться на заемный капитал. Это позволяет сделать вывод, что предприятия нуждаются в увеличении собственных ресурсов и ускорении оборачиваемости.

Собственные ресурсы можно увеличивать путем капитализации прибыли или с помощью собственников. Первый путь слишком долог (практически ни одно предприятие не может себе позволить финансироваться только за счет прибыли – она слишком низкая, а значит, придется долго «копить» средства). Второй путь не всегда интересен собственникам, которым не хочется тратиться на увеличение собственных средств.

Значит, товарный ассортимент предприятия должен быть таким, чтобы оборачиваемость была высокой. Это позволит высвобождать средства из оборота и направлять их на дальнейшее финансирование оборотных активов. Ускорение оборачиваемости само по себе – это дополнительные производственные и финансовые циклы, приводящие к увеличению выручки. То есть при ускорении просто растет выручка и себестоимость, постоянные издержки растут медленнее или вообще не растут (так как объем запасов можно и не увеличивать, следовательно большая часть постоянных издержек не изменится), что приводит к росту прибыли и рентабельности.

В связи с вышесказанным предприятию при выборе оптимального товарного ассортимента при нестабильном финансовом состоянии стоит выполнять следующие действия:
- анализ финансового состояния предприятия с помощью определенных методик, в частности методики В.В. Рудько-Силиванова [2], которая содержит все важнейшие показатели ликвидности, платежеспособности и финансовой устойчивости, а также деловой активности;
- расчет показателей оборачиваемости отдельных товарных групп предприятия. Это можно сделать с помощью расчетов товарных запасов в среднем за период (что обеспечивается службой информатизации предприятия). При этом следует учитывать, что чем ниже интервал измерения остатка запасов, тем лучше;
- выбор оптимального товарного ассортимента – основывается на товарных группах, на которые есть дополнительный по сравнению с объемом продаж в прошлом году спрос и у которых наблюдается высокая оборачиваемость.

Реализация данного этапа особенно актуальна для малых и средних предприятий, не имеющих большой доли на рынке, так как общий рыночный спрос намного выше объема продаж данных предприятий, вследствие чего их доля достаточно незначительна, поэтому ей есть куда расти.

Применение такого подхода позволит увеличить выручку предприятия. Его преимущества перед обычным ABC-анализом в том, что последний не учитывает, что некоторые товарные группы имеют долгую продолжительность оборота.

А есть и такие товары, которые оборачиваются 1–2 раза в год. Для таких товарных групп рост объема продаж практически невозможен без привлечения дополнительных финансовых ресурсов.

Рассмотрим на примере формирование оптимального ассортимента с помощью метода учета оборачиваемости. Алгоритм данного метода представлен на рис. 1.

Проведем оптимизацию товарного ассортимента мебельного предприятия «Х».

Бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках представлены в приложениях 1 и 2.

Первый этап процесса оптимизации – оценка финансового состояния.

В табл. 1 представлены данные для анализа финансового состояния предприятия: показатели ликвидности, платежеспособности, финансовой устойчивости и деловой активности.

Предприятие по финансовому состоянию характеризуется как кризисное, по платежеспособности – тоже. Это говорит, что и краткосрочная, и долгосрочная ликвидность предприятия находится в крайне низком состоянии. Значит, необходимо учитывать данную ситуацию при оптимизации товарной политики.

Этому благоприятствуют и показатели деловой активности, которые являются очень высокими. Запасы предприятия оборачиваются четыре раза за год, что для промышленного предприятия является довольно высоким показателем.

Второй этап – анализ оборачиваемости товарных запасов предприятия.

Покажем теперь, как наш метод будет работать для данного предприятия.

Для этого проанализируем оборачиваемость товарных групп (табл. 2).

Предприятие стремится, чтобы ни одна товарная группа не доминировала в общем товарообороте, что можно определить исходя из показателей выручки каждой товарной группы. Но если взглянуть на среднюю стоимость товарных запасов, то видно, что они сильно отличаются. Это выражается в коэффициенте оборачиваемости, который гораздо выше по 5-й товарной группе, чем, например, по 2-й.

Коэффициент платежеспособности предприятия для погашения всех своих текущих обязательств должен быть равен 1. Третий этап – изменение товарного ассортимента. Для оптимизации используем компьютерную модель (функцию «Поиск решения» в MS Excel), в которой:
- целевая установка – коэффициент платежеспособности = 0,4;
- переменные – товарные запасы предприятия по каждой товарной группе. При этом сумма  товарных запасов не должна увеличиваться.

Чтобы платежеспособность приняла необходимое значение, стоимость денежных средств должна быть 3222 тыс. руб. в среднем. У исследуемого предприятия стоимость денежных средств равнялась 169,5 тыс. руб., то есть необходимо увеличение на 3153 тыс. руб. Тогда выручка должна увеличиваться на 6306 (так как среднее рассчитывается делением на 2), при этом вся добавленная выручка направляется в денежный фонд. Выручка должна получиться 41 382 тыс. руб.

С помощью MS Excel получается следующий набор товарных групп (табл. 3).

В нашем примере совсем отсутствует 5-я группа, это связано с тем, что мы задали ограничение, чтобы объем запасов не менялся. Но можно это ограничение убрать и получить такую же выручку при среднегодовой стоимости запасов 2648,5 тыс. руб., то есть в 2,5 раза ниже существующей.

Таким образом, можно оптимизировать товарные запасы, увеличивая общий объем продаж, не изменяя товарных запасов, а следовательно, и расходов на их содержание.

Данный метод при необходимости можно дополнить следующими условиями:
- товарооборот одной товарной группы не должен увеличиваться более чем в два раза;
- товарооборот какой-либо конкретной товарной группы не должен быть меньше определенного значения, так как это грозит потерей конкурентных преимуществ и рынков;
- товарооборот каждой товарной группы не должен увеличиваться более чем на среднее квадратическое отклонение, рассчитанное по продажам прошлого периода.

Важно учесть, что данный метод необходимо совмещать с маркетинговыми методами, чтобы успешно продавать те товарные группы, увеличение которых предполагается после оптимизации. Также важно учесть, что данный метод, как и все известные на настоящий момент, не учитывает абсолютно всех факторов. При проведении оптимизации ассортимента необходимо просто рассчитать оптимальный ассортимент всеми способами, а потом принять решение исходя из всех полученных результатов.



Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».