специалист Департамента финансового обеспечения системы ПФР,
студент 5-го курса
Государственного
университета управления
В рыночных условиях пенсионное страхование из социального механизма перераспределения материальных благ (через систему общественных фондов потребления) должно перейти на принцип финансовой ответтвенности. Вместе с тем номинальное декларирование страховых целей российской пенсионной реформы на практике не было обеспечено соответствующим экономическим инструментарием, что неизбежно привело к возникновению и дальнейшему росту разбалансированности бюджета отечественной пенсионной системы (см. табл. 1).
Таблица 1
Динамика основных параметров распределительной части бюджета ПФР в 1993—2006 гг., млрд руб.<1>
Наименование показателя |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
Остаток средств (финансовый резерв) бюджета на начало года |
0,4 |
0,7 |
1,5 |
1,7 |
1,6 |
3,3 |
3,0 |
8,1 |
98,3 |
115,6 |
113,9 |
100,4 |
66,5 |
26,4 |
Доходы |
10,7 |
38,3 |
88,9 |
131,7 |
181,6 |
166,7 |
276,5 |
431,3 |
532,1 |
776,1 |
790,4 |
932,0 |
1241,9 |
1463,3 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
поступление собственных средств и безвозмездных перечислений |
10,7 |
38,3 |
84,1 |
129,2 |
178,3 |
166,7 |
276,5 |
431,2 |
532,1 |
660,5 |
790,4 |
931,0 |
1241,9 |
1463,2 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
поступление собственных средств |
10,3 |
37,4 |
77,8 |
119,6 |
156,4 |
151,5 |
252,8 |
404,1 |
497,4 |
610,0 |
738,7 |
870,7 |
1015,1 |
1116,0 |
из них: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
страховые взносы, налоговые платежи |
10,2 |
36,1 |
74,4 |
115,1 |
151,1 |
149,1 |
250,4 |
379,3 |
494,3 |
603,2 |
709,6 |
848,1 |
999,4 |
1109,9 |
Расходы |
10,4 |
37,4 |
88,7 |
129,6 |
179,8 |
167,0 |
271,4 |
341,1 |
514,8 |
754,7 |
802,8 |
965,9 |
1290,8 |
1483,1 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
выплаты по пенсионному обеспечению |
10,3 |
37,0 |
85,1 |
125,3 |
172,8 |
160,4 |
254,7 |
331,3 |
491,1 |
661,7 |
776,4 |
932,7 |
1244,8 |
1440,4 |
из них: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
государственные пенсии и пособия, выплачиваемые за счет страховых взносов и целевых налоговых платежей (трудовые пенсии и пособия) |
9,1 |
33,7 |
76,0 |
111,7 |
154,9 |
148,5 |
211,8 |
305,5 |
452,1 |
615,0 |
723,4 |
869,4 |
1034,4 |
1167,8 |
Излишек (+), недостаток (-) средств на финансирование трудовых пенсий и пособий |
1,2 |
3,8 |
1,8 |
7,8 |
1,5 |
3,1 |
41,0 |
98,7 |
45,2 |
-5,0 |
15,3 |
1,3 |
-19,3 |
-51,8 |
Излишек (+), недостаток (-) средств на финансирование пенсионного обеспечения |
0,4 |
1,3 |
-1,0 |
3,9 |
5,5 |
6,3 |
21,9 |
100,0 |
41,0 |
-1,3 |
13,9 |
-1,7 |
-2,9 |
22,9 |
Профицит (+), дефицит (-) бюджета |
0,3 |
0,9 |
0,2 |
2,1 |
1,7 |
-0,3 |
5,1 |
90,2 |
17,3 |
21,4 |
-12,4 |
-33,9 |
-48,9 |
-19,8 |
Превышение доходов (расходов) над расходами (доходами) (+(-)) бюджета с учетом остатка |
0,7 |
1,6 |
1,7 |
3,9 |
3,3 |
3,0 |
8,1 |
98,3 |
115,6 |
137,0 |
101,4 |
66,5 |
17,6 |
6,6 |
<1> Источники: годовые отчеты об исполнении бюджета ПФР за соответствующий финансовый год (1993—2003 гг.); проект Федерального закона «Об исполнении бюджета Пенсионного фонда РФ за 2004 год»; Федеральный закон «О бюджете Пенсионного фонда РФ на 2005 год» от 28 декабря 2004 г. № 184-ФЗ (в ред. Федерального закона от 22.12.2005 г. № 175-ФЗ); Федеральный закон «О бюджете Пенсионного фонда РФ на 2006 год» от 22 декабря 2005 г. № 174-ФЗ.
Бюджет Пенсионного фонда России (ПФР) является вторым по величине после федерального бюджета РФ и составляет около 30% последнего. Федеральным законом «О бюджете Пенсионного фонда РФ на 2006 год» от 22 декабря 2005 г. № 174-ФЗ (далее — Закон № 174-ФЗ) бюджет ПФР в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, на текущий финансовый год установлен по доходам в сумме 1 463 252,6 млн руб. и по расходам — в сумме 1 483 087,8 млн руб. Исходя из положений упомянутого правового акта, а также Федерального закона «О федеральном бюджете на 2006 год» от 26 декабря 2005 г. № 189-ФЗ доходные и расходные части бюджетов Фонда и Федерации, запланированные на 2006 г., достигнут пропорции соответственно 2:7 и 1:3.
С 2002 по 2005 г. наблюдается постепенное снижение размера бюджета ПФР в процентном отношении к величине консолидированного бюджета РФ с 22,1 до 16,3% по доходам и с 22,1 до 21,7% по расходам и сокращение удельного веса доходов с 7,2 до 5,6% и расходов с 7,0 до 5,8% ПФР в стоимости ВВП. В 2005 г. доля поступлений и выплат Фонда в стоимости ВВП, напротив, возросла: при росте ВВП в стоимостном выражении за год на 130% доходная и расходная части ПФР увеличились более чем на 133% (см. табл. 2).
Таблица 2
Соотношение доходной и расходной частей консолидированного бюджета РФ, распределительной составляющей бюджета ПФР и ВВП страны в 2002—2005 гг.<*>
<*> Социально-экономическое положение России. Январь 2006 года: Стат. сб. / Росстат. — М., 2006. — С. 7, 199; Российский статистический ежегодник. 2005: Стат. сб./ Росстат. — М., 2006. — С. 27; Финансы России. 2004: Стат. сб. / Росстат. — М., 2004. — С. 24—25; Россия в цифрах. 2005: Крат. стат. сб. / Росстат. — М., 2005. — С. 317; годовые отчеты об исполнении федерального бюджета за соответствующий финансовый год (2002—2003 гг.); федеральные законы о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год (2004—2005 гг.).
Наименование бюджета |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
|
млрд руб. |
в % к ВВП |
в % к КБ РФ |
млрд руб. |
в % к ВВП |
в % к КБ РФ |
млрд руб. |
в % к ВВП |
в % к КБ РФ |
млрд руб. |
в % к ВВП |
в % к КБ РФ |
Доходная часть |
|
|
Консолидированный бюджет РФ (КБ РФ) |
3519,2 |
32,5 |
100 |
4138,7 |
31,3 |
100 |
5427,3 |
32,4 |
100 |
7611,6 |
35,1 |
100 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
федеральный бюджет |
2204,7 |
20,4 |
62,6 |
2586,2 |
19,5 |
62,5 |
2742,9 |
16,4 |
50,5 |
5038,5 |
23,3 |
66,2 |
консолидированные бюджеты субъектов РФ |
1314,5 |
12,1 |
37,4 |
1552,5 |
11,7 |
37,5 |
2684,4 |
16 |
49,5 |
2573,1 |
11,9 |
33,8 |
Бюджет ПФР |
776,1 |
7,2 |
22,1 |
790,4 |
6 |
19,1 |
932 |
5,6 |
17,2 |
1241,9 |
5,7 |
16,3 |
Расходная часть |
Консолидированный бюджет РФ (КБ РФ) |
3422,3 |
31,6 |
100 |
3964,9 |
29,9 |
100 |
4665,4 |
27,9 |
100 |
5941,4 |
27,4 |
100 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
федеральный бюджет |
2054,2 |
19 |
60 |
2358,5 |
17,8 |
59,5 |
2659,4 |
15,9 |
57 |
3025,5 |
14 |
50,9 |
консолидированные бюджеты субъектов РФ |
1368,1 |
12,6 |
40 |
1606,4 |
12,1 |
40,5 |
2006 |
12 |
43 |
2915,8 |
13,5 |
49,1 |
Бюджет ПФР |
754,7 |
7 |
22,1 |
802,8 |
6,1 |
20,2 |
965,9 |
5,8 |
20,7 |
1290,8 |
6 |
21,7 |
Выступая в качестве крупнейшего социального внебюджетного фонда, ПФР аккумулирует около 75% всех средств системы обязательного социального страхования и социального обеспечения РФ.
Итоги десятилетней практики осуществляемого до реформы 2002 г. бюджетного планирования развития пенсионной системы свидетельствуют о выполнении условия сбалансированности бюджета ПФР<*>. Однако динамика темпов роста общих доходов и расходов бюджета ПФР наглядно свидетельствует о том, что в течение рассматриваемого периода расходование ресурсов ПФР не в полной мере соответствовало общему объему поступающих доходов, и дефицит текущих поступлений покрывался переходящими остатками средств (например, в 1996 г.) либо приводил к возникновению задолженности по выплате пенсий (в 1995 и 1998 гг.).
<*> Исключением является бюджет ПФР на 1998 г., составленный и исполненный с дефицитом.
За период с 1992 по 2002 г. произошло радикальное изменение тенденции роста доходов относительно расходов. До 1998 г. доходная часть бюджета росла в основном темпами, близкими к темпам роста текущих расходов. После кратковременного опережающего роста доходов над расходами в посткризисный период (1999—2000 гг.), за который удалось сформировать определенный резерв финансовых ресурсов, необходимый на период перехода к новой пенсионной системе<*>, наметилась тенденция отставания повышения доходов от увеличения расходов. Последнее обстоятельство явилось следствием передачи функций по администрированию обязательных отчислений на пенсионное страхование Министерству по налогам и сборам, результатом работы которого стало сокращение поступления общего объема средств в бюджет пенсионной системы более чем на 20% за 2001 г.
<*> Величина остатка свободных средств на начало финансового года выросла с 3,0 млрд руб. в 1999 г. до 115,6 млрд руб. в 2002 г.
Часть II
|