Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2005 год | Статьи из номера N4 / 2005

Перспективы интеграции России в мировой валютный рынок

Слепов В.А., Лебедев Д.А.,

Все большее число российских компаний выходит на мировой валютный рынок. Управление финансовыми потоками становится значительно более сложным, диверсифицированным и рискованным. Сфера финансовых интересов и возможностей стремительно расширяется. Поэтому возникает необходимость не только оценки возможностей российских компаний работать в многовалютной среде, но и общей оценки перспектив интеграции России в мировой валютный рынок.

Последние десятилетия ознаменовались важными изменениями в развитии мировой экономики. Резкое углубление международного разделения труда, связанное с интенсивным развитием новых высокотехнологичных, капитало- и наукоемких отраслей, привело к качественному увеличению роли международных финансов для национальных экономик. Мобилизация капитала, необходимого для осуществления масштабных инвестиций в современное производство, обслуживание расчетов между участниками сложных экономических цепочек, страхование кредитных, валютных и расчетных рисков в современной экономике невозможны без интеграции национальной финансовой системы в мировую и, в особенности, национального валютного рынка в мировой.

Понятие интеграции национального валютного рынка в мировой валютный рынок в современной российской экономической литературе не имеет единой общепризнанной трактовки. В данной работе используется наиболее общее понимание этого термина, заключающее в себе все формы укрепления связей между национальным валютным рынком, с одной стороны, и валютными рынками других стран, а также международным валютным рынком, с другой.

В него включается укрепление экономических, информационных, технических и организационных связей между данными рынками, а также устранение правовых, экономических, политических, технологических и психологических препятствий к свободному перемещению капиталов и информации между ними.

Особенно актуальна задача интеграции национального рынка в мировую финансовую систему и мировой валютный рынок для развивающихся стран и стран с переходной экономикой. В современной экономике непрерывно увеличивается роль финансовой инфраструктуры. Конкурентоспособность национальной экономики определяется не только потребительскими свойствами ее продукции, но и наличием адекватной финансовой инфраструктуры, обеспечивающей осуществление сложных расчетных схем, движение коммерческих кредитов и страхование производственных рисков. Не случаен тот факт, что многие новые индустриальные страны (к примеру, Тайвань и Сингапур) являются также крупнейшими центрами международного финансового рынка в целом и его валютного сегмента в частности.

Поэтому интеграция России в мировой валютный рынок является одной из важнейших задач, стоящих перед российской экономикой. Без ее решения невозможно достижение устойчивого экономического роста.

На протяжении последних лет в России постепенно либерализуется валютное законодательство. Важнейшим шагом в этом направлении стал ввод в действие новой редакции закона «О валютном регулировании и валютном контроле». В соответствии с этим законом отменен ряд ограничений на валютные операции. В частности, увеличена годовая квота операций с внешними ценными бумагами для физических лиц. Физические и юридические лица, являющиеся резидентами, получили право без ограничений открывать счета в иностранной валюте в банках, расположенных на территории иностранных государств, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группу разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF). Ограничен список операций, подлежащих государственному регулированию, причем и для этих операций предусмотрен уведомительный, а не разрешительный характер регулирования. Законом предусмотрена отмена с 2007 г. обязательной продажи экспортной валютной выручки.

Для защиты российской экономики от возможного дестабилизирующего воздействия операций нерезидентов, а также операций резидентов на иностранном рынке предусмотрены меры по ограничению трансграничного движения капитала: обязательное осуществление некоторых типов операций через специальные счета и обязательное резервирование средств в объеме до 20—100% от суммы сделки (по разным типам операций). Поскольку единовременное введение всех норма Закона может привести к дестабилизации российского финансового рынка, в Законе предусмотрен график постепенного вступления в силу отдельных его положений.

Таким образом, несмотря на сохранение отдельных законодательных ограничений на проведение валютных операций, правовой режим осуществления валютных операций в России продолжает смягчаться. Это формирует юридические предпосылки для интеграции России в мировой валютный рынок.

В 2004 г. после принятия Закона наблюдалась существенная активизация внешнеэкономической деятельности. Так, объем несырьевого экспорта в 2004 г. превысил аналогичный показатель 2003 г. на 32% (в 2003 г. прирост составил лишь 20%). Еще большее ускорение темпов роста отмечалось в сегменте внешней торговли услугами (прирост на 25% в 2004 г. против 12% в 2003 г.). Однако возможности интеграции в мировой валютный рынок отнюдь не исчерпаны. Объем внешнеэкономической деятельности многих стран с меньшим населением, территорией, промышленным потенциалом существенно превышает аналогичный показатель для России. Это может рассматриваться как свидетельство недостаточности юридических мер для обеспечения эффективной интеграции России в мировую экономику.

Пока еще сохраняются многочисленные экономические, технологические и психологические барьеры, препятствующие свободному движению капитала. К примеру, российские физические лица, в соответствии с новой редакцией закона «О валютном регулировании и валютном контроле» получившие право открывать счета в зарубежных банках, не могут воспользоваться своим правом, поскольку подавляющее большинство зарубежных банков первого эшелона не заинтересованы в работе с мелкими вкладчиками-нерезидентами. Действующие в мировой деловой практике ограничения на минимальный размер срочного внебиржевого контракта ограничивают возможности российских предприятий по страхованию валютных рисков при помощи операций на мировом срочном рынке. Сохраняется взаимное недоверие между резидентами России и нерезидентами, связанное с негативным прошлым опытом, что также препятствует расширению операций российских предприятий на мировых рынках. Поэтому необходимым условием эффективной интеграции России в мировой валютный рынок является совершенствование финансовой и организационно-технической инфраструктуры российской экономики, а также проведение взвешенной государственной информационной политики.

Реализация этих мер требует значительных затрат ресурсов и при неблагоприятном стечении обстоятельств может негативно сказаться на состоянии российской экономики. Поэтому при разработке системы мер по углублению интеграции России в мировой валютный рынок необходимо учитывать весь комплекс средне- и долгосрочных приоритетов экономического развития России и координировать их с другими сегментами государственной экономической политики.

Основываясь на программных документах российских государственных органов возможно выделить три важнейшие долгосрочные задачи, решению которых должна содействовать интеграция России в мировой валютный рынок: упрощение внешнеторговых операций и расширение несырьевого экспорта, привлечение долгосрочных инвестиций в российскую экономику, использование сложившейся инфраструктуры мирового валютного рынка для обслуживания внешнеэкономических операций российских предприятий.

Одной из серьезнейших проблем современной российской экономики является дисбаланс ее отраслевой структуры, связанный с гипертрофированным развитием топливно-энергетического сектора. В частности, устойчиво растет доля сырой нефти в товарном экспорте России. В 2004 г. она составила 32% против 27% в 2002 г.

Наряду с нефтью и газом, важным элементом российского экспорта являются и другие сырьевые товары. Так, доля продукции металлургии в российском экспорте составляет более 11%, древесины и целлюлозы — свыше 3%. В то же время доля машин, оборудования и транспортных средств в экспорте не превышает 9%<1>. Подобная структура экспорта крайне негативно сказывается на экономическом развитии России в долгосрочной перспективе. Во-первых, экспорт преимущественно сырья и полуфабрикатов не позволяет в полной мере реализовать научный и промышленный потенциал российской экономики и сдерживает ее рост. Во-вторых, высокая доля сырьевых товаров в структуре экспорта делает российскую экономику слишком зависимой от конъюнктуры отдельных сегментов мирового товарного рынка. Резкое падение мировых цен на энергоносители или металлы способно привести к острому экономическому кризису в России. В-третьих, экспортом сырья и полуфабрикатов занимаются преимущественно крупные компании, пользующиеся услугами ограниченного числа профессиональных посредников на валютном рынке, преимущественно банков. В итоге, связи между российской экономикой и мировым валютным рынком остаются недостаточно прочными и устойчивыми, сдерживаются интеграция России в мировой валютный рынок и развитие финансовой инфраструктуры российской экономики.

<1> Медведков М. Инвестиции в торговлю — дело выгодное // Экономика России: ХХI век. — 2004. — № 15.

Таблица 1

Структура товарного экспорта России

 

2002 г.

2003 г.

2004 г.

Экспорт товаров,

107 300

135 929

183 452

в т.ч. сырая нефть

29 113

39 679

59 289

          нефтепродукты

11 253

14 060

19 269

          природный газ

15 897

19 981

21 853

          прочие

51 037

62 209

83 040

 

Источник: официальный сайт ЦБ РФ www.cbr.ru

Одним из факторов столь существенного отраслевого дисбаланса являются недостаточно прочные связи национальной экономики с мировым валютным рынком, резко ограничивающие конкурентоспособность малых и средних предприятий на мировом рынке. Даже осуществление простых валютных операций на внутреннем рынке для этих предприятий сопряжено со значительными сложностями. Еще более затруднительно для них осуществление операций на мировом валютном рынке, ориентированном преимущественно на обслуживание крупных предприятий. Затраты на осуществление этих операций включаются в стоимость продукции российских предприятий. Кроме того, невозможность свободно осуществлять операции на валютном рынке ограничивает потенциал применения сложных финансовых схем, что также негативно отражается на конкурентоспособности российской промышленности.

По мере вступления в действие положений закона «О валютном регулировании и валютном контроле» многие из существующих ограничений прекратят свое действие. Однако кроме юридических ограничений, препятствующих операциям российских мелких и средних предприятий на мировом рынке, действует также ряд серьезных экономических, политических и психологических ограничений.

В мировой экономике сложилась система международных экономических отношений, если и не исключающая, то резко ограничивающая выход мелких и средних предприятий на мировой рынок. Распространением их продукции занимаются крупные торговые организации. Для таких организаций несущественны ограничения, связанные с операциями на мировом валютном рынке (на минимальный объем операций, сроки сделок, уровень комиссионных), поскольку большие объемы торговых операций делают оправданным содержание специалистов, занимающихся исключительно управлением валютными активами и обязательствами компании, в частности минимизацией валютных рисков. В России пока практически отсутствуют подобные механизмы, упрощающие выход на мировой рынок мелких и средних предприятий.

Создание внешнеторговых ассоциаций, компаний или объединений может не только способствовать расширению несырьевого экспорта России и, соответственно, углублению ее интеграции в мировой валютный рынок, но и привести к более четкому разделению внутренней и внешней торговли. Если операции мелких и средних предприятий России на внешнем рынке будут осуществляться через внешнеторговые компании, в соответствии с действующим законодательством расчеты между российскими производителями и профессиональными экспортерами будут проводиться в рублях. Это может способствовать дальнейшей дедолларизации российской экономики.

Наряду с внешнеэкономическими компаниями во многих развитых странах действуют также специализированные экспортные банки, занимающиеся исключительно обслуживанием операций экспортеров, в т.ч. и на мировом валютном рынке. Деятельность таких банков, как правило, в той или иной мере финансируемых государственными органами, облегчает выход на мировой рынок средних компаний и способствует углублению связей между национальной экономикой и мировым валютным рынком.

Важным препятствием на пути интеграции России в мировой валютный рынок является сохранение ряда серьезных ограничений на внешнюю торговлю России. На конец 2003 г. в мире действовало свыше 90 ограничительных мер против российских экспортеров, в т.ч. свыше 60 специальных пошлин и свыше 20 количественных ограничений на ввоз российских товаров, преимущественно продукции российской металлургической и химической промышленности. Один лишь прямой ущерб, понесенный российской экономикой из-за этих мер, по оценкам Министерства экономического развития и торговли РФ превышает 2 млрд долл. в год<1>. Необходимо учитывать также косвенный ущерб, связанный с замедлением интеграции России в мировой валютный рынок, вследствие применения этих мер. Отмена этих ограничений является важной среднесрочной задачей, причем в ее решении могли бы эффективно сотрудничать государственные органы, с одной стороны, и внешнеторговые компании и экспортные банки, с другой.

<1> Медведков М. Инвестиции в торговлю — дело выгодное // Экономика России: ХХI век. — 2004. — № 15.

Серьезной проблемой остается недоверие к продукции российской промышленности со стороны зарубежных потребителей, обусловленное как негативным прошлым опытом, так и недостаточным развитием маркетинговых технологий российских производителей. Для преодоления этого недоверия необходимо применять комплекс мер, включающих активное продвижение лучших образцов российской промышленности через международные отраслевые объединения и тематические ярмарки, проведение согласованной информационной политики и адаптацию для российских условий стандартов качества, действующих в практике зарубежных государств.

Другая серьезная проблема российской экономики, в известной степени также обусловленная недостаточной глубиной интеграции России в мировой валютный рынок, — острый дефицит средне- и долгосрочных инвестиций в перерабатывающую промышленность. По оценкам экспертов, в некоторых российских регионах средняя изношенность основных средств превышает 50%, причем возобновление основных средств практически не осуществляется<2>.

<2> Официальный сайт Вологодского научно-координационного центра Российской академии наук. http://www.vscc.ac.ru/; Данилова Т.Н. Инвестиционный рынок и его место в структуре финансового рынка (институциональный подход) // Финансы и кредит. — 2002. — № 8 (98).

В российской экономике сформировался порочный круг — в отсутствие долгосрочных инвестиций несырьевые отрасли развиваются низкими темпами, что обусловливает гипертрофированное развитие сырьевых отраслей. Но именно чрезмерное развитие сырьевых отраслей, потребляющих большую часть внутренних инвестиций, является одной из важнейших причин дефицита инвестиционных ресурсов в секторе перерабатывающей промышленности.

Выходом из этой ситуации может стать расширенное использование иностранных инвестиций для финансирования несырьевых отраслей. Оно могло бы решить сразу несколько острых проблем современной российской экономики. Во-первых, мировой финансовый рынок может служить практически неисчерпаемым источником средне- и долгосрочных инвестиционных ресурсов. Во-вторых, активизация операций российских предприятий на мировом финансовом рынке ведет к укреплению экономических связей между Россией и мировой экономикой, в т.ч. и валютным рынком. Как следствие, это способствует углублению интеграции России в мировой валютный рынок. В-третьих, преодоление дефицита инвестиционных ресурсов в несырьевом секторе российской экономики могло бы содействовать преодолению дисбаланса отраслевой структуры российской экономики, что также способствует углублению интеграции России в мировой валютный рынок.

Расширение иностранных инвестиций в российскую экономику требует использования широкого спектра мер. В частности, значимым источником среднесрочных инвестиционных средств для российских предприятий могут быть международные финансовые организации, прежде всего Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и Международная финансовая корпорация (МФК). Эти организации уделяют особое внимание финансированию негосударственных структур, в т.ч. малого и среднего бизнеса. Уровень процентных ставок по кредитам этих организаций, как правило, ниже чем по банковским кредитам на сопоставимые сроки. ЕБРР в последние годы систематически осуществлял ряд программ по финансированию малого бизнеса в России. Их расширение могло бы оказать стимулирующее воздействие на российскую экономику. Помимо непосредственного позитивного влияния притока капитала этих организаций на российскую экономику, активизация их операций в России могла бы способствовать росту доверия частных иностранных инвесторов к российской экономике.

В долгосрочной перспективе именно частный капитал представляется наиболее привлекательным источником инвестиционных капиталов для российской экономики. Гигантские объемы мирового рынка капитала позволяют обращаться к нему для финансирования наиболее дорогостоящих проектов, а децентрализация рынка ограничивает возможности давления кредиторов на заемщиков. Для повышения привлекательности инвестиций в российскую экономику для иностранных инвесторов может использоваться широкий спектр методов. К их числу следует отнести создание структур институциональных посредников между иностранными инвесторами и российскими заемщиками (инвестиционных фондов, инвестиционных банков, коммерческих банков, специализирующихся на выпуске облигаций российских заемщиков на мировом рынке), предоставление государственных и банковских гарантий по заимствованиям российских предприятий на мировом рынке, а также включение государственных органов или крупнейших российских банков в число соинвесторов по проектам, привлекающим средства на мировом рынке.

Еще одна потенциальная выгода российской экономики от углубления интеграции в мировой валютный рынок — появление у российских предприятий возможности использования развитой инфраструктуры мирового финансового рынка. Нестабильность и неустойчивость реального сектора российской экономики в значительной степени связана с нехваткой инструментов страхования кредитных, валютных, ценовых, процентных и расчетных рисков. Спектр срочных валютных контрактов, обращающихся на российском рынке, весьма узок, сегмент средне- и долгосрочных контрактов практически не функционирует. Практика обслуживания аккредитивных расчетов в России пока недостаточно развита. Кредитные, процентные и товарные срочные контракты практически отсутствуют на российском рынке.

Углубление связей между российским и мировым валютным рынком могло бы позволить российским предприятиям использовать весь широчайший спектр финансовых инструментов, обращающихся на мировом рынке, резко снизив риски по своим операциям. Это может не только существенно сократить непредсказуемые потери предприятий, но и увеличить доверие к ним со стороны иностранных инвесторов.

Поскольку большинство инструментов мирового финансового рынка недоступны российским предприятиям в силу экономических причин (высокий минимальный размер сделки, значительные трансакционные издержки нерезидентов), для углубления интеграции России в срочный сегмент мирового валютного рынка целесообразно использовать сеть институциональных посредников, консолидирующих заявки российских предприятий на осуществление сделок и снижающих уровень затрат на их проведение за счет большего объема операций.

Наряду с очевидными выгодами для России, связанными с углублением интеграции российской экономики в мировой рынок, возможно выявить также ряд ее потенциальных негативных последствий для российской экономики.

При углублении интеграции России в мировой валютный рынок наиболее остро стоит проблема экспансии иностранных производителей на российском рынке. Уже сейчас импортные товары составляют значительную часть российского потребительского рынка. Доля импорта в потреблении продовольствия в России к 2004 г. достигла 31%<1>. Зачастую продвижение продукции иностранных производителей осуществляется при помощи агрессивных методов рыночной экспансии, прежде всего демпинговых цен.

<1> Локомотив экономики в тупике // Финансовый контроль. — 2004. — № 10 (35).

Это не только негативно сказывается на состоянии несырьевого сектора российской экономики, но и ведет к неоправданному увеличению зависимости России от импорта. При неблагоприятном изменении конъюнктуры мирового товарного рынка это может привести к дестабилизации российской экономики.

Кроме того сложившаяся структура экспорта и импорта России крайне негативно сказывается на финансовом состоянии российской экономики в целом. Если в структуре российского экспорта доминируют сырьевые товары, то в импорте преобладают продукты перерабатывающей промышленности, зачастую произведенные из российского сырья. Россия экспортирует углеводородное сырье (нефть, газ, каменный уголь, кокс) и импортирует изделия химической промышленности, интенсивно использующей это сырье в качестве источника энергии и объекта переработки (пластмассы и изделия из них, бытовая химия). Аналогичным образом, экспортируя металл, древесину и зерно, Россия импортирует изделия из металла (машины, оборудование, транспортные средства) и дерева (мебель), продукцию пищевой промышленности (сухое молоко, консервы, мясные полуфабрикаты). Таким образом, при сложившейся структуре внешней торговли Россия финансирует перерабатывающую промышленность иностранных государств, что усугубляет дефицит инвестиционных средств в российской перерабатывающей промышленности, сдерживает экономическое развитие России и уменьшает степень автономности российской экономики. При существующей структуре российская внешняя торговля фактически является одним из каналов оттока капитала из страны.

Углубление внешнеэкономических связей России, сопровождающее интеграцию России в мировой валютный рынок, может еще более усугубить эти процессы, надолго зафиксировав сложившийся отраслевой дисбаланс в российской экономике и резко увеличив зависимость России от ведущих государств — торговых партнеров.

Для предотвращения подобного развития событий необходимо одновременно с мерами по углублению интеграции России в мировой валютный рынок осуществлять меры по защите российской промышленности от агрессивной экспансии иностранных производителей на внутреннем рынке и стимулированию импортозамещения. Готовящееся вступление России в ВТО, хотя и ограничивает спектр таких мер, одновременно представляет России ряд новых инструментов защиты внутреннего рынка. В частности, в 2003 г. Россия по предварительному согласованию с ведущими странами — членами ВТО ввела тарифные квоты на импорт продовольственных товаров, направленные на защиту национального сельского хозяйства.

Значительным потенциалом использования обладают различные нетарифные меры ограничения импорта. В частности, в мире широко используются такие меры, как обязательная сертификация импортируемой продукции в соответствии с национальными стандартами качества, использование специфических внутренних технических стандартов, кампании по информационной поддержке национального производителя, введение преференций для национальных производителей при государственных закупках.

Другая проблема российской экономики, которую может усугубить углубление интеграции России в мировой валютный рынок, — отток капитала из России. Согласно официальным данным, объем прямых инвестиций российских резидентов в иностранную экономику по состоянию на 1 января 2004 г. превысил аналогичный показатель на 1 января 2001 г. более чем в 3,5 раза, портфельных инвестиций — более чем в 3,7 раза, ссуд и займов — на 11%, коммерческих кредитов — на 24%. Значителен также нелегальный вывоз капитала из России путем завышенной оплаты импортных контрактов, занижения экспортных цен, нелегальных операций с наличной иностранной валютой. На протяжении последних лет по строкам «Ошибки и пропуски» и «Своевременно не полученная экспортная выручка, не поступившие товары и услуги в счет переводов денежных средств по импортным контрактам, переводы по фиктивным операциям с ценными бумагами» платежного баланса России устойчиво отражаются отрицательные значения, в сумме составляющие от 14,4 до 24,1 млрд долл. в год (от 27 до 40% от сальдо торгового баланса России). В 2004 г. этот показатель снизился до 6,4 млрд долл. (7,3% сальдо торгового баланса России), но по прежнему оставался значительным.

По мнению большинства экспертов, по этим строкам баланса отражаются прежде всего операции по незаконному вывозу капитала из страны.

Дальнейшее упрощение процедур перемещения капитала между российским и мировым валютными рынками, а также снижение финансовых и временных затрат на проведение операций на мировом валютном рынке для резидентов России может способствовать дальнейшему оттоку капитала из России. Мелкие и средние предприятия, а также физические лица, для которых в настоящее время вывоз средств за рубеж сопряжен с затратами, делающими его нецелесообразным, получат возможность проводить операции на мировом финансовом рынке и выводить на него средства.

Поэтому необходимым условием углубления интеграции России в валютный рынок должно стать использование комплекса мер, ограничивающих экспорт капитала из России. Важнейшей из этих мер является увеличение инвестиционной привлекательности российской экономики для внутренних инвесторов. Для достижения этой цели могут использоваться налоговые льготы для инвесторов, развитие инвестиционных компаний, стимулирование банковских вложений в реальный сектор экономики и потребительское кредитование, а также меры по стимулированию экономического роста в несырьевом секторе экономики, исследованные выше. Актуальной остается задача совершенствования инфраструктуры российского финансового рынка, развития корпоративных ценных бумаг, а также государственных ценных бумаг, ориентированных на инвесторов-физических лиц. Кроме того, эффективным средством снижения кредитных рисков инвесторов-резидентов может стать использование различных форм гарантий по внутренним обязательствам российских заемщиков.

Углубление интеграции России в мировой валютный рынок может существенно расширить спектр инструментов страхования рисков. В краткосрочной перспективе это будет способствовать стабилизации российской экономики. Однако это неизбежно приведет к обострению конкуренции между российскими биржами, банками и другими организациями, представляющими финансовые услуги, с одной стороны, и аналогичными иностранными организациями, с другой. Поскольку в подавляющем большинстве случаев зарубежные организации обладают большим капиталом и более широкой клиентской базой, скорее всего это приведет к вытеснению российской финансовой инфраструктуры дочерними структурами зарубежных организаций. Подобное уже имело место в Венгрии, где после либерализации валютного и банковского законодательства все крупные венгерские банки обанкротились, не выдержав конкуренции с филиалами иностранных банков, или были скуплены ими. В настоящее время Венгрия не имеет независимой банковской системы.

Подобное развитие событий не только ведет к резкому росту зависимости российской экономики от экономик зарубежных государств, но и может крайне негативно сказаться на платежном балансе России. Оплата услуг зарубежных финансовых организаций в этом случае может стать дополнительным каналом непродуктивного оттока капитала из страны.

Поэтому важным направлением деятельности государственных органов России в условиях углубления интеграции в мировой валютный рынок является защита российской финансовой инфраструктуры от конкуренции иностранных организаций. Для этого могут использоваться традиционные протекционистские меры (использование нетарифных ограничений, специальных нормативов ликвидности и валютного риска по операциям на мировом финансовом рынке) и прямая поддержка национальной финансовой инфраструктуры со стороны государственных органов. Более перспективным направлением представляется стимулирование мер по встраиванию российской финансовой инфраструктуры в мировую, позволяющее использовать накопленный в мировой деловой практике опыт. Создание российскими банками дочерних структур совместно с зарубежными банками второго эшелона, совместное финансирование долгосрочных инвестиционных проектов, заключение российскими биржами соглашений об обмене информацией или открытии взаимного доступа к торгам с зарубежными биржами — все эти меры позволяют не только повысить конкурентоспособность российской финансовой инфраструктуры, но и углубить экономические связи между Россией и мировым финансовым рынком, в т.ч. его валютным сегментом.

Еще одна серьезная опасность для российской экономики, как правило связываемая с углублением интеграции России в мировой валютный рынок, — возможность дестабилизации экономики России вследствие действий крупных международных спекулянтов. Обороты мирового валютного рынка по оценкам Банка международных расчетов приближаются к 2 трлн долл. в день, тогда как дневные обороты российского валютного рынка редко превышают 3 млрд долларов. Даже согласованные операции нескольких сравнительно небольших по масштабам мирового финансового рынка спекулянтов способны обрушить российский валютный рынок. Опыт показывает, что крупнейшим спекулянтам удается успешно дестабилизировать рынки, характеризующиеся существенно большими объемами (достаточно вспомнить операции Дж. Сороса на рынках французского франка и фунта стерлингов Великобритании). Более того, поскольку объемы российского валютного рынка пока крайне низки, дестабилизацию этого рынка могут вызвать даже просто крупные операции инвесторов, специализирующихся на свехкраткосрочных инвестициях (т.н. операции с «горячими деньгами»), не направленные на дестабилизацию рынка.

Дестабилизация курса рубля, в свою очередь, неизбежно приведет к дисбалансу во всех остальных секторах и сегментах российской экономики. Поэтому одной из важнейших задач кратко- и среднесрочного валютного регулирования является ограничение трансграничного движения «горячих денег». Для этого могут применяться предусмотренные действующим законом «О валютном регулировании и валютном контроле» нормы обязательного резервирования средств, резко снижающие доходность краткосрочных инвестиций, но не оказывающие существенного воздействия на средне- и долгосрочные инвестиции. Целесообразным может также оказаться введение налога или сбора на проведение операций на всех сегментах российского финансового рынка. При низкой ставке налога он будет оказывать существенное влияние лишь на операции спекулянтов, характеризующиеся высокой оборачиваемостью капитала. Для инвесторов, вкладывающих свои средства хотя бы на срок в несколько месяцев, уплата 0,1% от суммы инвестиций в качестве налога или сбора не окажет ощутимого влияния на прибыльность операций.

Кроме того, в действующем российском законодательстве предусмотрен ряд мер, направленных на снижение риска дестабилизации российской финансовой системы в целом. В частности, возможность замораживания торгов на биржах в случае чрезмерного изменения котировок позволяет снизить риск дестабилизации российской экономики в результате действий международных спекулянтов.

Таким образом, интеграция России в мировой валютный рынок — это сложный и многогранный процесс, позволяющий повысить конкурентоспособность российской экономики и ускорить экономический рост, но при неблагоприятном развитии событий способный резко ухудшить положение в российской экономике. Поэтому меры по углублению интеграции России в мировой валютный рынок должны реализовываться последовательно и системно. Углубление интеграции должно быть скоординировано с решением общеэкономических задач преодоления дисбаланса отраслевой структуры российской экономики, стимулирования развития несырьевого сектора экономики, содействия расширению малого и среднего бизнеса, импортозамещения и развития финансовой инфраструктуры. Решение каждой из этих задач само по себе является стимулом к углублению интеграции России в валютный рынок, преодолению экономических ограничений на движение капитала между российским и мировым валютным рынками.

По мере укрепления российской экономики, увеличения ее стабильности и устойчивости допустимо все более и более ослаблять правовые и политические ограничения на движение капиталов. Однако до тех пор пока потенциальные негативные последствия интеграции России в мировой валютный рынок велики, меры по углублению интеграции должны носить точечный характер и направлены лишь на те аспекты интеграции, которые желательны с точки зрения приоритетов развития российской экономики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Буторина О. Особенности национального курса // Валютный спекулянт. — 2003. — № 3.
2. Кузнецова В. «Тенденции развития мировых валютных рынков // Банки: мировой опыт. ИНИОН РАН. — 2004. — № 4.
3. Масленников А. Валютные проблемы современного мира. — 2004. — № 9.
4. Нестеров Л., Семенова Д. Валютно-финансовые операции в начале XXI века // Вопросы статистики. — 2002. — № 10.
5. Официальный сайт ЦБ РФ: www.cbr.ru (по состоянию на 29.03.2005).

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».