Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2005 год | Статьи из номера N2 / 2005

Сравнительная характеристика налогообложения физических лиц налогом на доходы в США и во Франции

Терентьева С.Н.,

Подоходный налог появился в общемировой практике давно, и сейчас он действует почти во всех странах мира. Место его рождения — Великобритания, которая ввела этот налог как временную меру в период наполеоновских войн, хотя окончательно подоходный налог утвердился в английской налоговой практике только в 1842 г. В других странах он функционирует с конца XIX—начала XX века.

Объектами подоходного налога обычно выступают доходы плательщиков (физических лиц). Исторически сложились две формы построения подоходного налога: шедулярная и глобальная. Шедулярная форма появилась в Великобритании и предполагала разделение дохода на части (шедулы) в зависимости от источника дохода (заработная плата, дивиденды, рента), причем обложение каждой шедулы происходило отдельно. Глобальная форма предполагала обложение совокупного дохода плательщика независимо от источника дохода (возникла в Пруссии).

В настоящее время за рубежом обложению подлежит чистый доход плательщика за минусом разрешенных законом вычетов и налоговых льгот, к которым относятся: необлагаемый минимум, профессиональные расходы, семейные скидки, скидки на детей и иждивенцев, взносы в фонды и т.п. Список исключений в разных странах различен и зависит от национальных особенностей и традиций. И хотя законодательство многих стран провозглашает равные возможности для всех плательщиков в использовании налоговых скидок, в реальной жизни многие льготы являются лишь привилегией очень состоятельных слоев населения.

В этой связи цель настоящей статьи — на основе исследуемого материала дать сравнительную характеристику налогообложения населения таких зарубежных стран с хорошо развитой рыночной экономикой, как Франция и США. Причем для большей наглядности подоходный налог физических лиц будет рассмотрен на фоне налоговых систем соответствующих стран.

1. Подоходный налог в налоговой системе США

Налоговое законодательство Соединенных Штатов состоит из огромного числа законов, постановлений, правил, решений и процедур. Граждане страны вовлечены в эту сферу со студенческих лет. Не будучи американцем, полностью разобраться в налоговой системе США крайне сложно.

Основой американского налогового законодательства является Кодекс внутренних доходов (Internal Revenue Code) 1954 г., представляющий собой полное описание всех законов, принятых с момента введения налога на доход в 1913 г. Принятые после 1954 г. законы, содержащие изменения и дополнения к Кодексу, оформляются как его отдельные разделы.

Кодекс наделяет Казначейство правом принимать регулирующие документы (Treasury Regulations), призванные усилить положения Кодекса. Периодически Казначейство выпускает решения (Treasury Decisions), отражающие изменения, вводимые регулирующими документами.

Казначейство через Службу внутренних доходов (Internal Revenue Service — IRS) разрабатывает правила, инструкции и другие документы, называемые постановлениями о доходах (Revenue Rulings). Эти постановления разъясняют статьи Кодекса, регулирующие документы и решения Казначейства, и информируют о том, как IRS будет действовать в той или иной ситуации. Для этого существует система прецедентов, которая возникает при рассмотрении налоговых дел в суде.

Система налогообложения в США, как в любом федеративном государстве, подразделяется на федеральную налоговую систему и на систему налогов штатов и муниципальных образований и включает:


-

федеральные налоги (платят все резиденты, т.е. компании, зарегистрированные в любом из 50 штатов, граждане США и лица, имеющие постоянное место жительства в США):

a)

подоходный налог с физических лиц (средняя ставка — 28%);

б)

подоходный налог с корпораций (средняя ставка — 34%);

в)

налоги на наследство и дарения (18—50%);

г)

федеральные акцизы;

д)

таможенные пошлины;

е)

взносы в фонды социального страхования (по 7,65% с работодателей и работников) и на социальное страхование по безработице;

ж)

налог у источника выплаты (withholding tax — 30% при переводе доходов за рубеж);

-

налоги штатов:

a)

подоходные налоги с физических лиц и корпораций (5—12%);

б)

налоги с продаж (6—10%);

в)

налог на недвижимость (1—2,5%);

г)

налог с наследства;

д)

лицензионные налоги (франчайзные, регистрационные, лизензирование видов деятельности и т.д.) и прочие налоги.

Следует отметить некоторые особенности ряда налогов:


-

персональный (личный) подоходный налог был введен в США в середине XIX века. В 1990-е гг. выплаты личного подоходного налога составляли примерно 8% ВВП страны. Принцип прогрессивности при установлении ставки этого налога приводит к относительному уравниванию налогоплательщиков;

-

налог c доходов корпораций (корпоративный подоходный налог) возник в начале ХХ века и поначалу составлял всего 1%. Максимальной величины в 52% этот налог достиг в конце 1940-х гг., после чего стал постепенно снижаться. В настоящее время ставка налога не превышает 46% и колеблется в зависимости от форм и видов деятельности корпораций;

-

налоги, удерживаемые у источника (payroll taxes), иначе именуемые налогами на заработную плату, были введены Законом США о социальном обеспечении (Social Security Act) в 1935 г. В настоящее время их доля в налоговых поступлениях федерального бюджета превышает 30%; эти налоги являются основой стабильного развития системы социального обеспечения США.

 

Кроме того, на федеральном уровне в США взимаются налоги на дарение и наследование.

В целом налоги в США признаются одними из самых низких в индустриально развитых странах, их доля составляет всего 28% ВВП (в среднем в индустриальных странах этот показатель достигает 38%), что порой приводит к дефициту американского бюджета, который в силу инфляции национальной валюты США в конечном счете покрывается денежной эмиссией.

1.1. Налогообложение физических лиц и некорпоративного бизнеса

Все граждане США, включая не проживающих в стране, и проживающие в США иностранцы уплачивают налог с совокупного дохода, извлеченного по всему миру. Для американского гражданина единственный способ избежать необходимости в период нерезидентности предоставлять в налоговые органы США отчет о подоходном налоге — отказаться от американского гражданства. Более того, гражданин США, отказавшийся от гражданства с целью избежания уплаты американского налога, по законодательству обычно продолжает оставаться налогоплательщиком в течение последующих 10 лет.

В соответствии с соглашениями об избежании двойного налогообложения подлежащий уплате в США налог на всемирный доход может быть уменьшен на сумму налогов, уплаченных за рубежом. Что касается нерезидентов, то налогообложению подлежит только доход, полученный из источников в США.

1.2. Налоговые ставки

Компании, не имеющие статуса юридического лица, облагаются по тем же ставкам и правилам, что и граждане. Индивидуальным подоходным налогом облагается чистый доход граждан, получаемый из всех источников, который формируется как разница между валовым доходом и суммой личных вычетов.

Индивидуальные компании и партнерства, как правило, пользуются системой постатейных вычетов:


-

во-первых, облагаемый доход уменьшается на сумму персонального вычета, или необлагаемого минимума;

-

во-вторых, вычитаются так называемые деловые издержки, включая транспортные расходы, затраты на спецодежду и т.д. Отметим, что в соответствии с реформой 1986 гг. введены некоторые ограничения на вычет транспортных и других деловых издержек;

-

в-третьих, вычитаются расходы на медицинское обслуживание, если они не превышают 7,5% величины облагаемого дохода;

-

в-четвертых, вычитаются взносы в благотворительные, религиозные, научные организации неприбыльного характера, а также пожертвования политическим партиям;

-

в-пятых, вычитаются расходы по уходу за детьми и престарелыми;

-

в-шестых, вычитаются подоходные налоги штатов, а также налоги на собственность на местном уровне;

-

в-седьмых, могут вычитаться потери от пассивных инвестиций (речь идет в основном об инвестициях в недвижимость, в управлении которой инвестор не принимает личного участия)<1>;

-

в-восьмых, вычитаются взносы в установленном размере (2 тыс. долл. для индивидуальных и 2,25 тыс. долл. для семейных налогоплательщиков) на индивидуальные пенсионные счета. Эта льгота не распространяется на семейных налогоплательщиков с доходом выше 35 тыс. долл. в год;

-

в-девятых, проценты по ипотечной задолженности на строительство первого и второго по счету домов.

<1> Следует отметить, что до 1986 г. пассивные потери списывались со всех доходов, что служило лазейкой для состоятельных слоев, которые, накапливая пассивные потери, ухитрялись вообще не платить федеральные налоги. С 1987 г. пассивные потери могут списываться только с пассивных доходов.

Индивидуальный подоходный налог взимается следующим образом: весь налогооблагаемый доход разбивается на порции, к каждой из которых применяется соответствующая из шести ставок — 10, 15, 25, 28, 33 и 35% (см. табл. 1).

Таблица 1

Ставки федерального индивидуального подоходного налога

Уровень дохода супругов,совместно заполняющих декларацию, долл.

Уровень дохода для индивидуальных плательщиков, долл.

Ставки федерального налога, %

0—14 000

0—7 000

10

14 000—56 800

7 000—28 400

15

56 800—114 650

28 400—68 800

25

114 650—174 750

68 800—143 500

28

174 750—311 950

143 500—311 950

33

311 950 и выше

311 950 и выше

35

 

Источник: http://www.infoplease.com

Кроме федерального налога на доходы, существуют налоги штатов и местные индивидуальные подоходные налоги (см. табл. 2). Ставки налогов штатов варьируются от 1,4% (минимальная ставка в Нью-Джерси) до 12% (максимальная ставка в Северной Дакоте) и имеют прогрессивный характер. Соответственно, личные доходы, получаемые на территории конкретных штатов, облагаются по разным ставкам.

Таблица 2

Ставки подоходного налога в некоторых штатах

Штат

Подоходный налог (%)

Штат

Подоходный налог (%)

Алабама

2,0—5,0

Южная Каролина

2,5—7,0

Аляска

нет

Южная Дакота

нет

Аризона

2,87—5,04

Техас

нет

Калифорния

1,0—9,3<1>

Юта

2,3—7,0

Колорадо

4,63

Вашингтон

нет

Делавэр

2,2—5,95

Западная Виргиния

3,0—6,5

Монтана

2,0—11,0

Вайоминг

нет

Невада

нет

Округ Колумбия

4,5—8,7

Нью-Йорк

4,0—6,85

 

 

 

Источник: http://www.infoplease.com

<1> Индексируется в зависимости от инфляции

Как и при исчислении федерального подоходного налога, из обложения исключается необлагаемый минимум (см. табл. 3). На территории штатов Нью-Гемпшир и Теннесси подоходным налогом облагаются только лишь дивиденды и доходы в виде процентов. Так, на территории штатов Вермонт и Род-Айленд данный налог взимается как процентная доля обязательств по уплате личного подоходного налога в федеральный бюджет (если сумма налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет, составляет 2000 долл., то в бюджет штата Вермонт следует уплатить 25% от 2000 долл., или 500 долл.). На территории штатов Аляска, Флорида, Невада, Южная Дакота, Техас, Вашингтон и Вайоминг личный подоходный налог правительствами не взимается.

Таблица 3

Необлагаемый минимум федерального подоходного налога физических лиц

Статус налогоплательщика

Возраст на конец 2002 г., лет

 Необлагаемый минимум валового дохода, долл.

Одинокий

До 65
65 и старше

7 700
8 850

Женатый, подающий декларацию совместно

До 65 (оба супруга)
65 и старше (один из супругов)
65 и старше (оба супруга)

13 850
14 750
15 650

Женатый, подающий декларацию отдельно

Любой

3 000

Глава домохозяйства

До 65
65 и старше

9 900
11 050

Вдовец

До 65
65 и старше

10 850
11 750

 

Источник: http://www.infoplease.com

Необходимо отметить, что доля личного подоходного налога в общей сумме доходов штатов и местных административных единиц с 1995 по 1999 гг. неуклонно росла (с 15,5% до 17,3% соответственно), при этом распределение поступлений от личного подоходного налога между этими двумя уровнями происходит в пользу штатов. И хотя местным бюджетам доставалось приблизительно 2%, эти суммы рассматриваются Советами графств, округов, городов как дополнительный постоянный источник финансирования.

1.3. Альтернативный минимальный налог

В Соединенных Штатах на физических лиц (индивидуальных предпринимателей) и корпорации налагается так называемый альтернативный минимальный налог (АМН), который гарантирует налоговым органам получение со всех физических лиц и корпораций налоговых отчислений. При этом налогооблагаемая база альтернативного минимального налога такая же, как и для обычных налогов; с определенными вычетами и льготами для физических лиц ставка АМН — 24%.

Поскольку цель АМН состоит в получении от этой категории налогоплательщиков хоть какого-то налога, то существующие правила не позволяют сводить на нет обязательства и компенсировать потери предыдущего года за счет уменьшения налоговой базы АМН.

Пример

Рассмотрим расчет подоходного налога на конкретной ситуации. Допустим, семья состоит из четырех человек: муж, жена (каждому до 65 лет, оба работают) и двое детей в возрасте до 6 лет. В налоговой декларации указываются совокупные доходы, которые у мужа за год составили 50 000$ (здесь и далее знаком «$» обозначаются доллары США), а у жены — 35 000$. В состав расходов входят транспортные расходы до работы и обратно в размере 4 000$ в год, оплата детского сада на двоих детей 12 000$ и оплата единовременных медицинских расходов в размере 5 000$.

Из общего совокупного дохода семьи (85 000$) будут вычитаться транспортные расходы, т.к. они непосредственно связаны с деловой деятельностью, расходы на детский сад и медицинские расходы, величина которых не превышает 7,5% от общего совокупного дохода.

Согласно федеральному законодательству необлагаемый минимум составит для данной семьи 13 850$ (см. табл.3). Таким образом, облагаемый годовой доход будет равняться 85 000$ – 4 000$ – 12 000$ – 5 000$ – 13 850$ = 50 150$. Поскольку налоговая ставка в этом случае равна 15% (см. табл. 1), то уплачиваемый налог не превышает 50 150$ х 15% = 7 522,5$ с семьи.

Далее из этой суммы, в зависимости от штата и города, в котором проживает семья, уплачивают налоги в бюджеты города и штата, но в совокупности не превышающие федеральный налог на доходы физических лиц.

2. Налоговая система Франции

Налоги и сборы формируют около 90% бюджета страны и осуществляются единой службой. Основные виды налогов — косвенные, прямые, гербовые сборы, причем преобладают косвенные налоги, из которых 50% составляет НДС.

Все вопросы по налогообложению находятся в компетенции Парламента (Национальная Ассамблея), где ежегодно уточняются ставки. Для французской системы характерны жесткая законодательная регламентация, вместе с тем сочетающаяся с гибкостью, а правила применения налогов стабильны в течение ряда лет.

Все налоги взаимоувязаны в целостную систему, в которой существует механизм защиты от двойного налогообложения. Местные органы имеют достаточно широкие права в этой области, но ограничены рядом условий. При этом в течение ряда последних лет наблюдается тенденция снижения ставок с одновременным расширением базы за счет отмены льгот и привилегий.

Организацией налогообложения в стране занимается налоговая служба, функционирующая в составе Министерства экономики, финансов и бюджета. Ее возглавляет Главное налоговое управление, в подчинении которого находится 80 000 служащих, работающих в 830 налоговых и в 16 информационных центрах. Налогообложение опирается на обязательную государственную систему бухучета. Однако существует еще и упрощенная система.

Налоговые центры рассчитывают налоговую базу по каждому налогу, собирают платежи и контролируют правильность уплаты. Налогообложение основывается на декларации о доходах и контроле за ее правильным составлением.

В случае укрытия существует жесткая система ответственности:


-

при ошибке заполнения налог взимается в полной сумме, также и налагается штраф в размере 0,75% в месяц, или 9% в год;

-

если нарушение умышленное, налог взимается в двойном размере;

-

при серьезном нарушении возможно тюремное заключение.

Существует строгое деление на местные налоги и налоги, идущие в центральный бюджет:


-

основные Федеральные налоги:

— подоходный налог с физических лиц;
— налог на прибыль предприятий;
— пошлины на нефтепродукты;
— акцизы (на продукты, а также спички, минеральную воду, услуги авиатранспорта);
— налог на собственность;
— таможенные пошлины;
— налог на прибыль от ценных бумаг и др.;

-

основные местные налоги:

— налог на семью (состоит из трех налогов: на жилье, земельный налог на здания и постройки, налог на землю);
— налог на профессию;
— налог на уборку территории;
— налог на использование коммуникаций;
— налог на продажу зданий.
Местные налоги в целом составляют 30% общего налогового бремени, они же наполняют 40% местных бюджетов.

2.1. Подоходный налог

Следует отметить важную особенность налогообложения физических лиц — все доходы налогоплательщика делятся на восемь категорий:

-

жалованье, зарплата, пенсии и пожизненные ренты;

-

вознаграждения руководителей компании;

-

промышленные и коммерческие прибыли;

-

некоммерческие прибыли;

-

сельскохозяйственные прибыли;

-

земельная рента;

-

доходы от оборотного капитала (дивиденды и проценты);

-

доходы от перепродажи недвижимости, фондовых бумаг, движимого имущества.

Для каждой из восьми категорий имеется своя методика расчета. Общим правилом для определения чистого дохода является вычет всех производственных расходов, обеспечивших доходы, при этом вычету подлежат расходы на содержание престарелых родителей и на благотворительность.

Ввиду столь сложной системы различных налоговых вычетов при определении налогооблагаемой базы по налогу на доходы семьи и учета различных существенных факторов, во Франции (при предоставлении налогоплательщиком соответствующих документов) непосредственным расчетом суммы подоходного налога занимаются налоговые службы. Для информирования населения о налоговых ставках и методиках расчета по данному налогу существуют специализированные сайты в Интернете, где можно в режиме онлайн с определенной долей достоверности рассчитать уплачиваемую сумму налога за налогооблагаемый год.

В целом подоходный налог составляет 20% от налоговых доходов бюджета. В дальнейшем правительство использует поступления от подоходного налога для проведения своей социальной политики — в условиях неразвитости общественных фондов потребления подоходный налог является инструментом стимулирования семьи и оказания помощи малоимущим. Кроме того, на подоходный налог также возложены функции стимулирования вкладов населения в сбережения, недвижимость и покупку акций.

Эти обстоятельства создают сложную систему расчета налога и применения многочисленных льгот и вычетов. Так, из 25 млн плательщиков фактически платят налог только 15 млн (52%). Потенциальными плательщиками являются все физические лица страны, а также предприятия и кооперативы, не являющиеся акционерными обществами.

Налог вычисляется по единой прогрессивной шкале, но вместе с тем он учитывает экономические, социальные, семейные условия и возраст каждого плательщика. Ставки налога зависят от доходов и изменяются от 0 до 49,58%, причем ежегодно налоговая шкала уточняется, позволяя учесть инфляционные процессы, а сам подоходный налог должен уплачиваться всеми проживающими во Франции с доходов, полученных в стране и заграницей с учетом соглашений.

Принципиальная особенность подоходного налога заключается в том, что обложению подлежит доход не физического лица, а семьи. В соответствии с законодательством Франции семья может являться самостоятельной единицей налогообложения. При этом под «семьей» понимаются супруги и их дети, не достигшие 18 лет, а также дети, не состоящие в браке и моложе 21 года, либо студенты моложе 25 лет. Кроме того, недееспособные и проходящие военную службу, независимо от возраста, имеют право присоединить свой доход к доходу одного из родителей. В этом случае доход этих детей либо учитывается при применении так называемой «системы семейных коэффициентов», либо родители имеют право на вычет в размере 4570 евро на каждого ребенка.

По общему правилу, доход детей, состоящих в браке, облагается отдельно от их родителей. Однако если один из состоящих в браке детей попадает в любую из перечисленных выше категорий, он имеет право присоединить свой доход к доходу родителей, после чего родители имеют право только на вычет в размере 4570 евро на каждого ребенка.

Существуют также определенные вычеты и скидки для определения налогооблагаемого дохода. Освобождение от налога получают лица, которые:

-

имеют чистый профессиональный доход менее 7380€ (здесь и далее знаком «€» обозначается единая европейская валюта «евро») (8060€ для лиц, которым более 65 лет);

-

имеют доход, состоящий из зарплаты, пенсии или пожизненной ренты, меньше 5942€.

Лица старше 65 лет могут пользоваться скидкой в размере:

-

1618€, если их налогооблагаемый чистый доход ниже 9960€;

-

809€, если их облагаемый налогом доход находится в пределах 9960—16 090€.

Также из общего дохода вычитаются следующие суммы, при условии что они были осуществлены в профессиональных целях и оплачены из собственных средств:

-

транспортные расходы;

-

расходы на питание;

-

расходы на образование;

-

приобретения вычислительной техники;

-

расходы, относящиеся к личным помещениям, используемым в профессиональной деятельности;

-

расходы на спецодежду и т.д.

Существуют определенные вычеты, связанные с семейными обязанностями:


-

расходы по охране дома;

-

расходы на содержание маленьких детей в яслях, детских садах и т.д.;

-

расходы, направленные на обучение ребенка:

 

 — 153€ на ребенка, посещающего лицей;
— 183€ на ребенка, получающего высшее образование;

-

расходы на страхование жизни и т.д.

2.2. Особенности системы семейных коэффициентов

Объединенный налогооблагаемый доход семьи делится на установленный законом семейный коэффициент (см. табл. 4) для определения количества налогооблагаемых долей. Далее для этой доли определяется ставка подоходного налога (см. табл. 5) в целях исчисления величины налогового обязательства (суммы налога), приходящегося на одну долю. Затем исчисленная с одной доли сумма налога умножается на этот же коэффициент для определения общей величины налогового обязательства отдельной семьи.

Таблица 4

Расчет семейных коэффициентов

Количество долей /семейное положение

Количество иждивенцев (проживающие непосредственно с налогоплательщиком)<1>

 

0

1

2

3

4

Супружеская пара, облагаемая

2

2,5

3

4

5

налогом в общем порядке

*

*

*

*

*

Вдовец или вдова <2, 3>

1

2,5

3

4

5

Холостяк (незамужняя женщина), разведенный и не живущий в гражданском браке <3>

1

2

2,5

3,5

4,5

Холостяк(незамужняя женщина), разведенный и живущий в гражданском браке <3>

1

1,5

2

3

4

 

<1> Начиная с налогообложения доходов от 2003 г., количество долей может быть изменено в пользу детей при разводе родителей или в случае отдельного от родителей проживания.
<2> + 0,5 дополнительных долей для одиноких лиц, у которых есть взрослый родной или усыновленный ребенок, живущий отдельно, или у которых был ребенок, скончавшийся после 16-летнего возраста.
<3> Без дополнительных долей, если среди иждивенцев нет ни одного ребенка от умершего супруга.

Таблица 5

Ставки подоходного налога за 2002 г.

Налогооблагаемый доход за 2002 г.,уменьшенный на семейный коэффициент, евро

Ставка налога, %

Менее 4 191<*>

0

От 4 191 до 8 242

7,05

От 8 242 до 14 506

19,74

От 14 506 до 23 489

29,14

От 23 489 до 38 218

38,54

От 38 218 до 47 131

43,94

Свыше 47 131

49,58

 

<*> — налоговый минимум, не подлежащий налогообложению.

Пример

объединенный налогооблагаемый доход семьи составляет 45 600€. Установленный законом коэффициент, который семья имеет право использовать, составляет 3 единицы. Объединенный налогооблагаемый доход семьи делится на коэффициент для определения доли, к которой применяются ставки налога. Итак, 45 600€ / 3 = 15 200€.

В соответствии со шкалой подоходного налога определяем сумму налога, приходящуюся на одну долю. По ставкам 2002 г. эта сумма составит 15 200€ х 29,14% = 4 429,28€. Умножая данный результат на коэффициент 3, получим величину налогового обязательства отдельной семьи: 4 429,28 х 3 = 13 287,84€.

Таким образом, действующая во Франции так называемая «система семейных коэффициентов» позволяет контролировать фактическую способность отдельного налогоплательщика уплачивать налог, учитывая его семейное положение и количество зависимых детей. В то же время применение системы семейных коэффициентов даст возможность уменьшить налоговое бремя для отдельной семьи.

Пример

Теперь попытаемся усредненно рассчитать уплачиваемый подоходный налог семьи. Для перевода общих совокупных доходов примем курс доллара к евро в 1,2. Получается:
Совокупный доход мужа и жены за год — 70 833€€.
Транспортные расходы — 3333€.
Медицинские расходы — 4166€.
Содержание детей в детском саду — 10 000€.
Облагаемый доход в данном случае составит 70 833€ – 3333€ – 4166€ –– 10 000€ = 53 334 € (за год).

Семейный коэффициент, на который имеет права данная семья, равен 3 (см. табл. 4). Далее рассчитывается средняя доля налогооблагаемого дохода: 53 334€ /3 = 17 778€. За вычетом налогового минимума налогооблагаемая доля составляет 17 778€ – 4191€ = 13 587€ и будет облагаться налоговой ставкой в размере 19,74%. Сумма уплачиваемого налога с семьи составит 13 587€ х 19,74% х 3 = 8046,22,€ или 9655,46$ по расчетному курсу.

Как видно из приведенных примеров, семья в США за одни и те же доходы уплатит налогов меньше, чем та же семья во Франции.

2.3. Солидарный налог на состояние

Данный налог был учрежден правительством социалистов в 1982 г. в виде налога на крупные состояния, отменен правоцентристским правительством Жака Ширака в 1986 г., однако в 1989 г. вновь введен для финансирования части субсидий неимущим слоям (отсюда его название). При этом налогообложению подлежат физические лица, чье налогооблагаемое состояние на 1-е января расчетного года превышает действующий на эту дату порог (например, 720 000€ на 2003 г.). Таковых во Франции ныне насчитывается около 170 тысяч.

Таблица 6

Ставки солидарного налога на состояние

Доли налогооблагаемого четкого состояния, €

Налоговая ставка, %

До 720 000

0

От 720 000 до 1 160 000

0,55

От 1 160 000 до 2 300 000

0,75

От 2 300 000 до 3 600 000

1

От 3 600 000 до 6 900 000

1,3

От 6 900 000 до 15 000 000

1,65

Свыше 15 000 000

1,8

 

Результат общего дохода (как на семейную пару, так и на отдельное лицо) сокращен на скидку на семейные обязанности, затем достигнут потолка в зависимости от доходов от предыдущего года (бывшее повышение на 10% отменено).

3. Заключение

В последние годы в развитых странах наблюдался рост налоговых поступлений (в т.ч. и подоходного налога) в бюджет. Это объясняется следующими факторами: номинальное повышение доходов населения, инфляционные процессы и, как следствие этого, индексация заработной платы, а также ужесточение контроля за платежами. В настоящее время в развитых странах 30—40% всех доходов населения изымается с помощью подоходного налога. Этот налог стал массовым и распространяется на большинство членов общества.

Ставки подоходного налога построены по сложной прогрессии. В последние годы произошло резкое сокращение максимальных ставок и их количества, наметилась тенденция к более пропорциональному налогообложению. Это очень важно. При подоходном налогообложении очень трудно рассчитать оптимальные ставки налогов. Если ставки высоки, то подрывается стимул к нововведениям, рискованным проектам; в высоких ставках налогов таится опасность снижения трудовой активности людей.

Результаты сравнения двух систем налогообложения доходов физических лиц в США и Франции можно свести в одну таблицу (см. табл. 7).

Таблица 7

Сравнительные характеристики систем по налогу на доходы физических лиц во Франции и США

 

Франция

США

Общая характеристика налоговой системы

Двухуровневая. Существует четкое разграничение на местные налоги и налоги, идущие в центральный бюджет

Трехуровневая, децентрализированная. Существуют федеральные, региональные и местные налоги. На каждом уровне налог поступает только в бюджет данного уровня. Таким образом, некоторые налоги дублируются: существуют федеральный налог на доходы, налог штатов и местный налог

Принципы налогообложения доходов физических лиц

Налогообложению подлежит совокупный доход семьи. Используются специальные семейные коэффициенты, которые определяют средний доход на каждого члена семьи. Только после этого можно определить налоговую ставку, под которую попадает данный доход. Общая сумма налога находится как результат от умножения налога«в части» на тот же семейный коэффициент. Доходы подразделяются на восемь групп, по каждой существует своя методика, в какой сумме их учитывать для целей налогообложения

Налогообложению обычно подлежит доход семьи. Однако для супругов имеется возможность отдельно подавать налоговую декларацию и рассчитывать налог. соответственно применяются разные налоговые ставки для разных случаев

Учет доходов и расходов при исчислении базы для расчета налога

Существует налогооблагаемый минимум в 4 191 € на члена семьи или в среднем 7 380 € (8 060 € для лиц, которым более 65 лет) на семью. Общая сумма доходов уменьшается на сумму расходов, связанных с профессиональной деятельностью (расходы на спецодежду, транспортные, расходы на обеды и т.д.) и выполнением семейных обязанностей (содержание детей в детских садах, охрана детей, обучение в колледже и т.д.)

Также существует налогооблагаемый минимум, установленный для каждой группы налогоплательщиков (например, для семьи из 2-х человек среднего возраста он составит 13 850$) .Доходы также уменьшаются на суммы расходов, связанных с профессиональной деятельностью (работой), а также вычитаются еще целый ряд установленных расходов (содержание детей и престарелых родителей, взносы по ипотечной задолженности и т.д.)

Налоговые ставки

Прогрессивная налоговая ставка. Диапазон ставок от 0 до 49,58%

Прогрессивная налоговая ставка. Диапазон ставок — от 10% до 35%

Дополнительные особенности налога на доходы

Существует подоходный налог на состояние, превышающее 720 000€. Ставка налога прогрессивная до 1,8% с суммы превышения

 

 

Подводя итоги, определим основные цели современной налоговой политики государств с рыночной экономикой. Они ориентированы на следующие основные требования:


-

налоги, а также затраты на их взимание, должны быть по возможности минимальными. Это условие наиболее тяжело дается законодателям и правительствам в их стремлении сбалансировать бюджеты. Однако таким образом легко свести налоговую систему лишь к чисто фискальным функциям, забыв о необходимости расширения налоговой базы, о функциях стимулирования производственной и предпринимательской деятельности, поддержки свободной конкуренции;

-

налоговая система должна служить более справедливому распределению доходов, не допуская двойного обложения налогоплательщиков;

-

налоговая система должна соответствовать структурной экономической политике, иметь четко очерченные экономические цели;

-

порядок взимания налогов должен предусматривать минимальное вмешательство в частную жизнь налогоплательщика;

-

обсуждение проектов законов о налогообложении должно носить открытый и гласный характер.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Пасков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебник для вузов — 5-е изд., доп. и перераб. — М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2003 г. — 544 с.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. — М.: ИКФ «ЭКМОС», 2002. — 512 с.

3. Побережская О. Особенности бюджетов штатов и местных бюджетов в США//США—Канада: экономика, политика, культура. — 2000. — № 6 (366). — С. 86.

4. Налоги: Франция/http://www.bareev.com/projects/survival/taxes.php

5. Налоговая система США. ICSL REPORT/http://www.tymyt.kiev.ua/Pens_nalog_USA_review.htm

6. Кабылбеков М. Налоговая система США/материал с сайта/http://www.adviser.kg/scripts/foxweb.exe/base/.

7. Налоговая система Франции/http://dit.perm.ru/articles/nalog/data/031216.htm.

8. Налоговое законодательство США: обзорная характеристика/http://www.adelanta.ru/consalting5.htm.

9. Румянцев А.В. Налоговое регулирование в зарубежных странах/Материал с сайта/http://www.cfin.ru/press/management/1998-6/05.shtml.

10. Калмыков М. Налоги во Франции /Официальная публикация сайта/http://www.umns.nnov.ru/main/?id=1901.

11. Основы налогообложения в США/Материал с сайта/http://www.strana-oz.ru/numbers/2002_04/2002_04_09.html.

12. Официальные публикации сайта налогового департамента США/http://http://www.taxadmin.org.

13. Практика семейного налогообложения во Франции — European Tax Handbook, 1997. Amsterdam: IBFD Publications BV, 1997.

14. Руководство по налогообложению во Франции/публикации сайта http://www.lesechos.fr/patrimoine/guide.

15. State Taxes on Individuals (as of Dec. 31, 2001); Federal Corporation Taxes; Tax Brackets-2003 Taxable Income — релиз сайта/http://www.infoplease.com.

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».