Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2004 год | Статьи из номера N3 / 2004

Концепция финансового планирования в корпорациях

Мочалова Л.А.,

Планирование представляет собой процесс разработки и принятия целевых установок количественного и качественного характера (что делать) и определение эффективных мер по их достижению (как делать).

С возникновением новых экономических отношений планы перестали быть директивными, они носят индикативных характер. Сейчас предприятия любой формы собственности составляют план самостоятельно, если составляют. При этом возникают трудности переходного периода, связанные с отсутствием единого методологического подхода в финансовом планировании. Кроме того, анализ экономической литературы середины 90-х годов и практического опыта предприятий по данному вопросу показывает, что произошла эклектика подходов распределительной экономики советского периода и западного менеджмента. Например, планирование на многих предприятиях начинается, как и прежде, с объема производства продукции, хотя в рыночных условиях идеология качественно иная: планируется прежде всего объем реализации продукции. До сих пор нет четкого понимания отличий плана от бюджета на уровне предприятий и корпораций. В правительственном документе о разработке финансовой политики предприятия понятия «сводный» и «консолидированный» бюджеты отождествляются и т.д.

В связи с вышеизложенным можно сделать вывод, что назрела необходимость в разработке концепции финансового планирования. Особенно это касается крупных предприятий и корпораций с разветвленной и шахтной структурами управления. Необходимость составления планов связана с неопределенностью будущей законодательной базы, экономической ситуации в стране. Кроме того, ему принадлежит координирующая роль, так как любое рассогласование деятельности фирм требует финансовых затрат на его преодоление.

Финансовый план — это документ, в котором отражаются финансовая стратегия и способы ее реализации, обеспечивающий прибыльность, платежеспособность и финансовую устойчивость предприятия, а в целом — увеличение доходов собственника.

Классификация типов финансовых планов разными авторами дается по-разному: долгосрочный и краткосрочный (Ковалев В.В.); стратегический, тактический и оперативный (Бланк И.А.); стратегический, перспективный, комплексный, текущий оперативный (Балабанов И.Т.) и т.п.

Если придерживаться западной идеологии менеджмента, где превалирует стратегическое управление, то концептуально просматривается два уровня финансового плана: стратегический и тактический. Состав показателей, степень их детализации зависят от планового периода.

Стратегия — это компас, указывающий путь, вектор направления развития предприятия. Как правило, стратегия формируется высшим руководством и формулируется на качественном уровне или в виде общих количественных ориентиров.

Термины «стратегический» и «долгосрочный» не тождественны. Первый объемнее второго в концептуальном и содержательном смыслах, следовательно, и подходы стратегического и долгосрочного планирования качественно иные. Главное отличие состоит в трактовке будущего. В системе долгосрочного планирования предполагается, что будущее может быть предсказано путем экстраполяции сложившихся структурных пропорций и тенденций. В системе стратегического планирования идут от настоящего к будущему заменяя экстраполяцию анализом перспектив организации. Например: при прежнем подходе объем производства продукции планируется на основе сложившихся тенденций. Если в течение трех лет темп прироста объемов производства составлял 5, 10, 15%, то на перспективу будет запланировано 20%. При втором подходе вначале прогнозируют ситуацию будущего на основе анализа внешней среды (спроса, конъюнктуры рынка, покупательной способности населения и т.д.). Если спрос, покупательная способность населения падают, то и объем производства продукции на плановый период будет снижен. После анализа внешних факторов ведется анализ того, насколько поднимется эффективность производства с учетом использования информации по изменению влияния внешних факторов.

Следующие отличие состоит в применении методов планирования. Методологической основой при стратегическом подходе являются системный и ситуационный подходы (разработка сценариев будущих ситуаций, экспертные оценки, методы имитационного и стохастического моделирования и др.). Эти подходы отличает гибкость, адаптивность, маневренность.

Стратегический финансовый план представляет собой систему целей финансовой деятельности, направленных на максимизацию стоимости предприятия. Стратегические цели по длительности планируют, как правило, от года. К ним можно отнести темпы и пропорции финансовых показателей, философию финансовой политики. В качестве целевых стратегических нормативов по отдельным аспектам финансовой деятельности предприятия могут быть установлены:

  • среднегодовой темп роста собственных финансовых ресурсов, формируемых из внутренних источников;
  • минимальная доля собственного капитала в общем объем используемого капитала предприятия;
  • коэффициент рентабельности собственного капитала предприятия;
  • соотношение оборотных и внеоборотных активов предприятия;
  • минимальный уровень денежных активов, обеспечивающих текущую платежеспособность предприятия;
  • минимальный уровень самофинансирования инвестиций;
  • предельный уровень финансовых рисков в разрезе основных направлений хозяйственной деятельности предприятия.

Философия финансовой политики должна обосновать наиболее важные аспекты финансовой деятельности по следующим направлениям:

  • инвестиционная политика;
  • управление оборотным капиталом, кредиторской и дебиторской задолженностью;
  • разработка учетной и налоговой политики;
  • выработка кредитной политики;
  • выбор дивидендной политики.

Целью стратегического финансового планирования является обеспечение финансовой устойчивости на длительный период. Финансовая устойчивость отражает такое состояние финансовых ресурсов, при котором предприятие способно обеспечивать бесперебойный процесс производства и реализации продукции, его расширение и обновление.

Критерием эффективности финансовой стратегии может служить «золотое правило» экономики, описанное моделью:

Тп > Тв > Та > Тск,

где Тп — темп роста прибыли;

Тв — темп роста объема продаж (выручки);

Та — темп роста активов;

Тск — темп роста собственного капитала.

Если в результате разработки руководством финансовой идеологии и финансовых нормативов нарушается соотношение, рекомендованное моделью, то стратегию нужно корректировать до тех пор, пока она не будет удовлетворять критерию эффективности. Только в этом случае цель считается достигнутой.

Второй уровень финансового планирования — разработка тактического плана, в котором должны отражаться конкретные мероприятия по реализации стратегических целевых нормативов, предложенных на высшем уровне. Тактически финансовые планы, как правило, разрабатываются руководителями среднего уровня.

Если временной период стратегического плана от года и дольше, то мероприятия тактического плана разрабатываются на год с любой степенью детализации: поквартально с разбивкой на месяцы, помесячно с разбивкой на декады, подекадно с разбивкой на дни. Степень детализации зависит от цели и уровня структурного подразделения фирмы.

Тактические финансовые планы в экономической англоязычной литературе принято называть бюджетом.

Понятие «бюджет» в сознании российских людей представляет категорию государственного управления. Однако в последнее время этот термин употребляется часто и в аспекте внутрифирменного планирования, в связи с чем ведутся дебаты по поводу отличия понятия «план» от понятия «бюджет». Многие экономисты отличия видят в том, что: а) план включает в себя и натуральные, и денежные показатели, а бюджет только денежные; б) период планирования в плане любой, а в бюджете — год.

Нам представляется, что различие понятий «план» и «бюджет» более глубокое и кроется в парадигме, в идеологии западного менеджмента в части финансового планирования. Так, в США четко разделяют понятия «планирование», «программирование» и «бюджетирование». План — это система целей и стратегий по их достижению. Программа — это комплекс мероприятий по реализации стратегий. Бюджет — это финансовое выражение целей, стратегий и намеченных мероприятий, реализующееся в сметах, графиках поступлений и расходов.

Если принять за основу парадигму западного менеджмента в концепции финансового планирования на российских предприятиях и в корпорациях и сказать об этом открыто, то сразу исчезнет поверхностное блуждание в терминах и возникнет четкая идентификация. «План» и «программа» соответствует нашим концептуальным понятиям «стратегический финансовый план» и «финансовые политики», понятие «бюджет» соответствует понятию «тактический финансовый план».

С позиций глобализации экономических процессов целесообразно термин «тактическое финансовое планирование» заменить тождественным ему «бюджет».

Тогда процесс финансового планирования на российских предприятиях и в корпорациях может быть представлен такой схемой:

Схема процесса финансового планирования на российских предприятиях и в корпорациях

Объектами бюджетирования могут быть: бизнес, цех, участок, компания в целом, следовательно, бюджеты являются основой для принятия решений руководством об уровнях финансирования различных бизнесов из внутренних и внешних источников, обеспечивают постоянный оперативный контроль за финансовым состоянием компании.

Назначение бюджетов — ответить на вопросы как, где, когда необходимо использовать финансовые ресурсы, чтобы обеспечить повышение общей эффективности развития фирмы.

Итоговым документом тактического финансового планирования является генеральный или мастер-бюджет. Генеральный бюджет является совокупностью трех основных бюджетов: 1) бюджета дохода и расхода, 2) бюджета движения денежных средств, 3) расчетного (прогнозного) баланса. Названные финансовые документы позволят прогнозировать эффективную финансовую деятельность (первый документ), текущую платежеспособность (второй документ) и финансовую устойчивость (третий документ).

Методы составления генерального бюджета зависят от направления процесса бюджетирования: сверху вниз или снизу вверх. В целях эффективных разработок управленческих решений целесообразно встречное планирование. Сверху спускаются нормативы основных темпов и пропорций (стратегические параметры), а снизу — бюджеты отдельных видов бизнеса. Если взять за основу принцип встречного планирования, то генеральный бюджет будет включать кроме трех основных набор операционных и вспомогательных бюджетов.

Составные элементы генерального бюджета:

1. Основные бюджеты:

  • доходов и расходов;
  • движения денежных средств;
  • расчетный баланс.

2. Операционные бюджеты:

  • объем продаж;
  • запасов готовой продукции;
  • производственный бюджет:

    а) бюджет производства;
    б) бюджет материальных затрат;
    в) бюджет прямых затрат труда;
    г) бюджет прямых операционных затрат;
    д) бюджет накладных (общепроизводственных) расходов;

  • управленческих расходов;
  • коммерческих расходов.

3. Вспомогательные бюджеты:

  • план капитальных (первоначальных) затрат;
  • кредитный (инвестиционный) план.

Процесс разработки генерального бюджета, представленный на рисунке 11, годится для отдельных видов бизнеса. Для предприятия, имеющего несколько видов бизнеса (без права юридического лица), составляется сводный, или обобщенный, основной бюджет, суть которого сводится к механическому суммированию одноименных статей в трех основных документах: доходов и расходов, движения денежных средств и прогнозного баланса.

Открыть рисунок 1 "Блок-схема прямого составления генерального бюджета компании" >>>

Консолидированный бюджет необходимо составлять корпорациям, в структуре которых имеются материнские и дочерние предприятия, имеющие статус юридических лиц. Консолидированный бюджет не есть механическое суммирование одноименных статей бюджетов отдельных юридических лиц. В этом документе не отражаются сделки между членами корпорации, он включает только доходы и расходы, активы и обязательства, возникающие с третьими лицами.

До сих пор в российской практике эти понятия смешиваются. Для четкого разделения их сущности необходимо внести изменения в нормативные документы Министерства финансов РФ по представлению сводной и консолидированной отчетности.

Таким образом, предлагаемая концепция финансового планирования на предприятиях и в корпорациях основана на следующих принципах.

  1. Необходим единый методологический подход в финансовом планировании, основанный на идее развития рыночных отношений.
  2. Главной парадигмой финансового планирования должна стать идея стратегического, а не долгосрочного управления.
  3. В рамках стратегического управления финансовое планирование должно включать последовательность документов: стратегический план (система целей), финансовые политики (программы) и основной бюджет (тактические планы).
  4. За основу принять встречное планирование: сверху вниз и снизу вверх.
  5. Нормативными документами четко разделить понятия сводный, или обобщенный, бюджет для предприятия и консолидированный бюджет для корпораций.

1 Хруцкий В.Е., Сизова Т.В., Гамагонов В.В. Внутрифирменное бюджетирование. — М.: Финансы и статистика, 2002.


Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».