Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2004 год | Статьи из номера N1 / 2004

Организация и управление финансовой устойчивостью. Роль финансового директора на предприятии

Грачев А.В.,

к.э.н., финансовый директор  торгово-производственного холдинга
 

(фрагмент статьи)

В теории и практике финансового менеджмента достаточно много внимания уделяется анализу финансово-экономического состояния предприятия, что находит отражение в зарубежной и отечественной литературе. С этой целью достаточно подробно рассматриваются методы оценки бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств и собственного капитала, а также налоговой и статистической отчетности. Для этого по данным на начало и конец отчетного периода проводится вертикальный и горизонтальный анализ соответствующих статей данных форм отчетности с определением абсолютных, относительных и удельных отклонений, а также рассчитываются коэффициенты ликвидности, финансовой устойчивости и деловой активности и их отклонения от нормативных значений.

Однако при таком подходе не учитывается еще одна сторона финансового менеджмента — организационно-управленческая. Речь в данном случае идет об организации и функционировании финансово-экономической службы и предприятия, роли финансового директора и создании механизма управления финансовой устойчивостью предприятия.

Вот почему целью данной статьи является рассмотрение работыфинансово-экономической службы предприятия, ее организационной структурыуправления, методов и задач, а также конкретных предложений посовершенствованию ее работы и организационной стороны укрепления финансовойустойчивости предприятия.

Особенности организации и управления финансовой устойчивостью на предприятии

Организация и управление финансовой устойчивостью являютсяважнейшим аспектом работы финансово-экономической службы предприятия и включаютцелый ряд организационных мероприятий, охватывающих планирование,оперативное управление, а также создание гибкой организационной структурыуправления всего предприятия и его подразделений. При этом широкоиспользуются такие методы управления, как регламентирование, регулирование иинструктирование. Особое внимание уделяется разработке положений о структурныхподразделениях предприятия, должностных обязанностей сотрудников и движенияинформационных потоков в разбивке по срокам, ответственным лицам и показателям.

Организация планирования финансовой устойчивости необходима прежде всего для того, чтобы увязать источникипоступления и направления использования собственных денежных средств. В данномслучае речь идет об установлении пропорций между сводной калькуляцией на весьобъем выпускаемой продукции (товаров, работ, услуг) и планируемым долгом.

Дело в том, что поступления денежных средств по суммам исрокам могут не совпадать с платежами поставщикам сырья и материалов, за работыи услуги, по расчетам с работниками предприятия и бюджетом, а также с банкамипо возврату кредитов и процентов по ним.

Вследствие этого еще на стадии планирования целесообразносоставлять платежный календарь, в котором отражаются притоки и оттоки денежныхсредств по суммам и срокам. При этом структура оттоков (кредиторскаязадолженность и внутренний долг) не должна выходить за рамки структуры своднойкалькуляции. Это означает, что общая сумма оплаты, скажем, за сырье и материалыне должна превышать общей суммы, вытекающей из сводной калькуляции. В противномслучае может не хватить собственных источников для оплаты по другим статьямсводной калькуляции. Таким же образом следует поступать и с другими статьямисводной калькуляции.

Следовательно, если информация о притоках денежных средств посуммам и срокам известна достаточно точно, то корректировке подлежат оттоки посуммам и срокам. И наоборот, если предстоящие оттоки достаточно жесткорегламентированы по суммам и срокам, то корректируются уже притоки. Но в любомслучае можно заранее предусмотреть дни и периоды, когда возникнут «кассовые»разрывы, и принять соответствующие меры для их устранения и укрепления финансовойустойчивости предприятия.

Организация текущего управления финансовой устойчивостьюпредполагает обработку особым способом бухгалтерских данных. В результатеполучаются очень нужные выходные документы —внутренние формы отчетности, анализа и аудита. Эти формы представляют собойстандартные типовые документы для служебного пользования, формируются на базебухгалтерских данных и могут быть получены в любой момент по требованиюпользователя — за год, квартал, месяц и день.1

Основная задача сводных рапортов заключается в информационномобеспечении руководителей разных уровней в целях принятия ими управленческихрешений в оперативном режиме. В этой связи актуальность этих таблиц полностьюзависит от своевременности внесения и обработки исходных данных в бухгалтериипредприятия. Простота, доступность и читабельность предлагаемых аналитическихдокументов позволяют руководителю понять финансовое состояние предприятия безспециальных знаний бухгалтерского, финансового и налогового учета.

Сводные рапорты внутреннейотчетности, анализа и аудита имеют свои стандартные формы, на основе которыхпредставляется возможность анализировать работу не только отдельного участка,но и группы участков, ряда предприятий и подразделений, сводить полученныеданные в таблицы и строить графики с разбивкой по видам товарно-материальныхценностей, поставщиков и покупателей, материально ответственных и подотчетныхлиц.

Необходимо отметить, что для получения отчетности:

  • доступ конкретного пользователя к базе бухгалтерских данных изначально ограничивается пределами его компетенции;
  • в каждой таблице указывается необходимый уровень аналитики — укрупненные группы, подгруппы и учетные единицы;
  • определяется занятость, финансовый результат и ритмичность работы того или иного участка, объекта, подразделения и предприятия в целом;
  • обеспечивается прозрачный контроль за своевременностью внесения исходных данных, упрощается поиск ошибок и нестыковок, а также проведение инвентаризации и переоценки товарно-материальных ценностей;
  • эти формы позволяют видеть движение материальных, финансовых и документарных потоков.

Работа с этими сводными аналитическими документами возможнапри выполнении по меньшей мере пяти условий:

1) постановка задачи (что хотим анализировать, что хотим получить и в каком виде);

2) настройка плана счетов бухгалтерского учета в соответствии с нуждами оперативного и управленческого учета (введение подробных аналитических справочников);

3) ускоренная обработка текущей информации (день в день и без запаздывания);

4) наличие сетевой бухгалтерии;

5) защита информации и ограничение доступа к ней.

Таким образом, разработка, апробирование и последующеевнедрение внутренних форм отчетности, анализа и аудита открывают широкиеперспективы для укрепления финансового состояния предприятия за счетсвоевременного получения аналитической информации в читабельном формате и врежиме реального времени.

В то же время укрепление финансово-экономического состоянияпредприятия полностью зависит от организации работы финансово-экономическойслужбы. Особая роль при этом отводится руководителю данной службы —финансовому директору, которому понятен язык бухгалтеров, экономистов ифинансистов.

Принимая во внимание, что на многих предприятиях уже давновведена должность финансового директора, можно объективно говорить окачественном изменении работы службы. Однако данная должность не была введена взаконодательном порядке и поэтому довольно долго отсутствовала в квалификационном справочнике должностейи специальностей. И только Постановлением Минтруда РФ от 12 ноября 2003 г. № 75в Квалификационный справочник были введены должность и должностная инструкцияфинансового директора. Согласно  этойинструкции основной задачей финансового директора является укреплениефинансовой устойчивости. Однако этот вопрос освещен в ней недостаточно глубоко.Следовательно, имеет смысл восполнить этот пробел разработкой положения как о всей финансово-экономической службе, так и о каждом из ееведущих специалистов.2

Эти положения определяют цель,круг задач и способы их решения в рамках финансово-экономической службы наоснове регламентирования, регулирования и инструктирования. Эти управленческиевоздействия определяют права, обязанности и ответственность всей службы,финансового директора и каждого ведущего специалиста, а также устанавливаютрегламент, содержание и способы передачи внутренней информации. В свою очередь,четкое разграничение функций между специалистами внутри службы позволяетсоздать единую базу данных, устранить дублирование и параллелизм в работе, а такжевыявить показатели, за которые отвечает каждая служба и подразделение.

Следовательно, только соединив в одной службе экономику, финансы и управление, можно говорить о создании основ для укрепления финансовой устойчивости.

Также в статье читайте:

  • Организация планирования финансовой устойчивости
  • Оперативное управление финансовой устойчивостью предприятия
  • Роль финансового директора на предприятии
  • Организационная структура управления финансово-экономической службы предприятия

1, 2 Подробнее см. Грачев А.В. Финансовая устойчивость предприятия: анализ, оценка и управление: Учебно-практическое пособие. — М.: Издательство «Дело и Сервис», 2004.

 

Полностью статья опубликована в журнале Финансовый менеджмент №1 / 2004

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».