Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2003 год | Статьи из номера N5 / 2003

Управление запасами и оборотными средствами в условиях рыночной экономики

Радионов А.Р.,

ген. директор ООО «Норматив Консалтинг»
 
Радионов Р.А.,
к.т.н.,
научный руководитель ООО «Норматив Консалтинг»

Функционирование любого российского предприятия в рыночных условиях обусловлено неопределенностью и неустойчивостью. Применявшиеся ранее концепции управления уже не оправдывают себя в новых условиях — этим и вызван интерес к методам управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятий (фирм, компаний и т.д. — далее «предприятия»), которые хорошо зарекомендовали себя за рубежом. В связи со сложившейся сегодня экономической ситуацией и подготовкой России к вступлению в ВТО многие российские предприятия начали переход на логистические методы управления или рассматривают возможность перехода в ближайшее время.

Применение логистического метода в зарубежных компаниях позволило им добиться огромнейших успехов. Например, переход на логистические подходы к управлению в американских фирмах (компаниях и т.п.) позволил снизить долю запасов в ВВП США с 29% в 1959 г. до 18% в 1994 г. По экспертным оценкам, применение методов логистики позволяет снизить уровень запасов на 30—50% и сократить время движения продукции на 25—45%. А это одни из основных целей, которые решают при внедрении логистического метода управления предприятием.

Логистика пришла к нам из стран с развитой рыночнойэкономикой. Одно из преимуществ этого метода управления предприятиемзаключается в том, что оптимизация финансовых, материальных, информационных и т.д.потоков на предприятии производится не по отдельности для каждого из них, авсех в комплексе. Путем многовариантных расчетов их совместной организациинаходится такой способ, который обеспечивал бы получение минимальных суммарныхиздержек организации всех этих потоков и процессов.

Проиллюстрируем коротко то, как это все примерно делаетсяв зарубежных фирмах. В зависимости от величины спроса на рынке на готовуюпродукцию (ГП), выпускаемую предприятием, в первый из многовариантных расчетовзакладываются примерно следующие данные:

  • количество станков на каждой технологической операции (например, три токарных, пять фрезерных и т.д.) и маршруты движения обрабатываемых деталей-полуфабрикатов от станка к станку, из цеха в цех;
  • у каждого станка в контейнерах должно быть столько-то деталей-заготовок для обработки на соответствующей технологической операции;
  • к какому сроку и к каждому станку следует подать следующую партию деталей;
  • сколько и в каком объеме должно поступить марок материальных ресурсов (МР) и комплектующих изделий, какой объем производственного запаса (ПЗ) каждой марки МР должен быть на складе;
  • аналогично задаются все операции по обеспечению сбыта и продвижения ГП к каждому оптовику и розничному продавцу (объем ГП, время и т.п.) и т.д.;
  • по этому варианту определяются суммарные издержки организации всех потоков и всех процессов.

Далее рассчитывают 2-й, 3-й, ... 10000-й, .. и т.д. варианты. При расчете каждого последующего из них меняют количество задействованных станков, маршруты движения, количестводеталей-заготовок у каждого станка, запасов МР и ГП на складах, объем и времяих поставки и т.д. По каждому варианту определяют суммарные издержки. И в конечном счете из всех выбирают такой вариант, при котором расчетные суммарные издержки будут минимальными. Если измениласьситуация на рынке, то вся эта титаническая расчетная работа проводится снова.

Российские предприятия, которые вероятно уже в ближайшембудущем будут вынуждены переходить на логистическиеметоды управления, столкнутся с совершенно новой для них методологиейорганизации снабжения, транспортировки материальных ресурсов, производства исбыта готовой продукции, формирования запасов МР и т.д. Это потребует откаждого предприятия-потребителя сформировать для себя необходимое логистическое окружение из надежных поставщиков и транспортных организаций, что и является одной из важнейших стратегическихзадач. Препятствием этому будут служить особенности сложившейся за много летструктуры материально-технического снабжения (МТС) предприятий в России.

На этапе внедрения логистическогометода управления и в дальнейшем потребуется применять нормативный методуправления. В связи с этим рассмотрим связь между двумя подходами в управленииматериальным потоком и оборотными средствами (ОбС): логистический и нормативный методы управления. Но сначала определим термин «поток» как основное понятие в логистике. «Поток представляетсобой совокупность объектов, воспринимаемую как единое целое, существующую какпроцесс на некотором временном интервале ...».

В этой статье из финансовых потоков мы будем рассматриватьтолько те, которые обеспечивают движение материальных потоков, т.е. ОбС предприятия. По зарубежным данным «... в затратах времени на доставку товаров от первичного поставщика до конечного потребителя2% суммарного времени от всего временного цикла приходится на производство, 5%— на транспортировку, 8% — это подготовительно-заключительные операции, и 85% —время пролеживания материалов и изделий». Т.о. 93 %(т.е. 85 % + 8 %) от всего временного цикла МР находятся в запасах, заделахнезавершенного производства Т.е. основную долю времени материальные потокипредставляют собой запасы предприятия.

Нормативный метод — это эффективное управление запасами,процессами снабжения, производства, сбыта и т.д. Метод нормирования позволяетсконцентрироваться не только на повышении скорости процессов, но и на ихэффективности. Кроме этого, наряду с качественными характеристиками онпозволяет получить количественное измерение эффективности, производительности инадёжности процессов. В условиях рыночной экономики и при переходе на логистические методы управления нормы нашли широкое применение. «Во всех сферах деятельности, но особенно в производственнойлогистике, важнейшее значение имеет система норм и нормативов. В данную системувключаются как укрупненные, так и детальные нормы расхода материалов, энергии,использования оборудования. На практике в логистике встречаются даже такиеформы, как нормы времени оформления документов, нормы времени принятия решенийи др.» Каждая из этих норм — это мера до2лжного. Она позволяет сопоставлять сущное с до2лжным. Применяемые экономические, технико-экономические нормы — это меры, имеющие числовое значение, которыеиспользуются для изучения и применения на практике объективных экономическихзаконов.

Спецификой же нормирования в условиях рыночной экономики исамостоятельности предприятий является то, что сотрудники сами разрабатываютдля своего предприятия всю необходимую нормативную базу, которую утверждает ихтоп-менеджер. Учитывая направленность данной статьи вдальнейшем в основном будем рассматривать только нормы производственныхзапасов (ПЗ) и вложенных в них ОбС. Для их разработкиможно использовать, например, «Методические рекомендации ...», включающие в себя пять типовых методик (для сырья и материалов, комплектующихизделий и покупных полуфабрикатов, запчастей, моторных топлив, ГП). В отличиеот ранее выпущенных методик и инструкций в «Методические рекомендации ...» былазаложена унифицированная методология, которая позволяет нормировать запасыразных категорий (производственные, сбытовые, товарные) и различных марок МР(сырья, материалов, комплектующих, запасных частей и т.п.) и ГП, а также ОбС на единой методологической основе.

Поясним восемь принципиально новых методологическихподходов к нормированию ОбС и запасов, заложенных валгоритмы этих «Методических рекомендаций ...», которые обеспечили возможностьих применения в условиях рыночной экономики. Но перед тем,как перейти к их рассмотрению, коротко напомним некоторые основные положениятеории управления запасами и ОбС, т.к. онипотребуются для пояснения и обоснования вышесказанного. Эти подходы кнормированию на предприятиях применялись ранее и сохранены в «Методическихрекомендациях ...». Из них можно назвать следующие:

  • расчеты норм запасов и ОбС проводят по всей специфицированной номенклатуре МР, применяемой на предприятии. При этом определяют специфицированные (по маркам МР) и видовые нормы ПЗ. Специфицированные нормы вычисляют на основе учета нормообразующих факторов (НФ — изменений в течение года: объемов поставок, интервалов между поставками (далее интервалов), объемов суточных отпусков и т.п., а также учитывают время на выполнение подготовительных операций). Видовые нормы ПЗ определяют агрегацией рассчитанных специфицированных норм, входящих в нормируемый вид МР, путем их взвешивания по соответствующим среднесуточным расходам в натуральном выражении;
  • за специфицированную норму ПЗ принимается среднее значение запаса, минимально необходимое и достаточное для обеспечения бесперебойного процесса производства;
  • специфицированные (а также видовые) нормы ПЗ определяют как сумму трех слагаемых — текущей, страховой и подготовительной составляющих. В этой же cтруктуре вычисляют нормы ОбС (специфицированные, видовые, поэлементные, по балансовым статьям, ОбС-всего). Деление ПЗ на составные части (текущий, страховой и подготовительный) — это условный расчетный прием, чтобы в этих составляющих нормы учесть различные НФ и разные условия формирования ПЗ;
  • текущую и страховую составляющие специфицированной нормы ПЗ вычисляют одновременно на основе учета одних и тех же НФ. При этом текущую составляющую вычисляют из условия сбалансированности в каждом интервале между объемом поставки и суммарным расходом (т.е. отпуском) за этот период, а страховую — из дисбаланса между этими же показателями;
  • специфицированные и видовые нормы ПЗ, а также их составляющие определяют  в натуральном выражении и в относительных величинах — в «днях» среднесуточного расхода в натуральном выражении. Нормативы ОбС исчисляют в стоимостном выражении (в тыс. руб.), а нормы ОбС (специфицированные, видовые, поэлементные, по балансовым статьям, ОбС-всего) и их составляющие — в относительных величинах: в «днях» среднесуточного расхода в стоимостном выражении и т.д.

Поясним суть вышеуказанных восьми новых особенностей,которые впервые заложены в разработанную методологию нормирования ОбС и запасов.

Первый новый подход — возможность примененияразработанной методологии в современных условиях. Обоснуем, что методынормирования, приведенные в «Методических рекомендациях ...», хотя они и былиразработаны более 12 лет назад, пригодны и сегодня для определения норм ОбС и ПЗ на предприятиях в условиях рыночной экономики. Дело в том, что специфицированные нормы ПЗ, как указывалось уже выше,рассчитывают на основе учета НФ, характеризующих условия формирования запасов —например, на учете необходимого времени на разгрузку поступившей марки МР напредприятие, сушку пиломатериалов и т.п., а также учитываются неравномерностипоставок по объемам и интервалам и т.д. Эти НФ характеризуют условияформирования ПЗ сегодня при рыночной экономике, хотя они также действовали ипри плановой экономике. Но при этом следует учесть, что сегодня прииспользовании более производительной техники потребуется уже меньше времени навыполнение подготовительных операций (например, на разгрузку, сушку и т.д.),или в результате совершенствования хозяйственных связей будет постепенноснижаться неравномерность поставок по интервалам и т.д. Эти положительныетенденции просто приведут к снижению рассчитываемых норм ПЗ и вложенных в них ОбС. Нормы ОбС и запасов — это не застывшие цифры, они все время адекватно меняются в соответствии с изменениемспроса на рынке и изменениями внешних и внутренних условий функционированияпредприятия. Например, стала более эффективно работать логистическаяцепочка (поменяли поставщиков — уменьшились интервалы поставок, неравномерностьпоставок по объемам и интервалам и т.п.) — соответственно, при расчетеизменятся и определяемые нормы ПЗ. И нет другой альтернативы для определениянорм, как только через НФ, отражающие сложившиеся условия формирования запасовна конкретный момент развития рыночной экономики.

Второй новый подход — это унифицированностьметода нормирования. Не вдаваясь в сложные методологические вопросыобоснуем возможность унификации методов нормирования запасов разных категорий(ПЗ, товарных, сбытовых) и различных видов МР — материалов, комплектующихизделий, запчастей и т.п. Необходимость ее применения можно объяснить тем, чтоповедение запасов аналогично поведению воды в бассейне, в который по однойтрубе вода поступает, а по другой — вытекает. Если воды поступает больше, чемвытекает, то уровень ее в бассейне будет повышаться, и наоборот. Аналогичноведут себя и запасы разных категорий, только у каждого из них эти процессыприхода-расхода называются по-разному. В случае ПЗ процесс приходахарактеризуется вариациями (изменениями) в течение года объемов и интерваловпоставок (т.е. их неравномерностью), а процесс расхода — объемами и интерваламиее отпуска МР со склада отдела материально-технического снабжения (ОМТС) в цех.Аналогично ведут себя и товарные запасы, только МР отпускается не в цех, апотребителям. В случае же сбытовых запасов процесс прихода характеризуетсяизменениями в течение рассматриваемого года объемов и интервалов поступленийпартий ГП из цеха на склад отдела сбыта (ОСб), апроцесс расхода — объемами и интервалами отгрузки этой ГП со складапотребителям. Т.е. здесь имеются только терминологические различия (разныеназвания процессов прихода-расхода), и поэтому существует принципиальнаявозможность унификации методов нормирования запасов разныхкатегорий и различных марок МР.

Специфика нормирования проявляется только в определенииподготовительной составляющей нормы запаса (например, нужно учесть необходимоевремя на сушку пиломатериалов, опрессовку бурильныхтруб и т.п.). Но вычисление подготовительной составляющей не представляетособых затруднений, т.к. ее рассчитывают как сумму периодов времени,необходимых на выполнение последовательно осуществляемых подготовительныхопераций. Эта сумма вычисляется детерминированным методом,т.к. данные о времени, необходимого для выполнения той или инойподготовительной операции, можно взять из технологических регламентов и т.п.,действующих на предприятии.

Текущую и страховую составляющие нормы определяют наоснове ежегодных вариаций НФ (объемов и интервалов поставок, объемов суточныхотпусков и т.п.), характеризующих процессы прихода и расхода. Для расчета этихсоставляющих требуется применение методов теории вероятностей, что, во-первых,дает возможность очистить исходную информацию от данных, отражающих имевшиеместо нарушения в организации процессов снабжения и производства, а во-вторых,позволяет учесть стохастический характер формирования запаса нормируемой маркиМР или наличие корреляционной связи между ее НФ.

В то же время при нормировании, с одной стороны,определяется, какой должен быть запас в натуральном выражении, с другой —сколько в него требуется вложить ОбС. В связи с этимпри расчете необходимо увязать между собой определяемую норму запаса и норму ОбС (специфицированную, видовую), использовать одну и ту же исходную информацию, а расчеты данных норм проводить в один прием. При этом, конечно, следует учитывать и специфику определения нормзапасов и норм ОбС. Для определения текущей и страховой составляющих нормы запаса требуется только информация о движении нормируемой марки МР — о приходе-расходе в течение отчетного года (квартала ит.д.) по датам и объемам.

Третий новый подход — это увязка рассчитанных нормзапасов (а также норм ОбС) с уровнем надежностиобеспечения. Разработанные методы нормирования позволяют увязать определяемыезначения норм с уровнем надежности обеспечения запасами (или ОбС). Т. е. для каждой марки (или вида) МР определяется не одно значение нормы запаса (или ОбС), а функциональная зависимость от уровня надежности. Это, во-первых, дает возможность выбрать нужную стратегию управления запасами длякаждой марки МР (формирования за счет собственных ОбС или собственных и заемных), что позволяет оптимизировать запасы и вложенные в них ОбС.

Под надежностью обеспечения запасом (или ОбС) следует понимать относительное количество дней в году, в течение которых предприятие будет обеспечено запасом марки МР приустановленной норме. При надежности, равной 100%, предприятие будет обеспеченозапасом в 365 днях в году; при надежности 99,7% — в 364 днях. Степень риска,что предприятию не хватит запаса на один день равна 0,3% [365 x (0,3%/100%) = 1 день]. При надёжности 99% — в 361 днях. В этом случае, степень риска, что предприятию не хватит запаса на четыре дня будет равна 1% и т.д. При этом, чем выше будет принимаемый уровень надежности обеспечениязапасом или ОбС, тем больше должно быть установленозначение рассчитанной нормы, и наоборот.

Четвертый новый подход — увязка норм ОбС и норм запасов . Составляющиеспецифицированной нормы ОбС (текущей, страховой) нерассчитывают через какието свои НФ, а определяютпутем приравнивания их к соответствующим составляющим рассчитаннойспецифицированной нормы запаса в «днях». Поэлементные нормы, по балансовымстатьям и ОбС-всего находят взвешиванием норм ОбС, рассчитанных для низшего уровня (определения ОбС) по соответствующим среднесуточным расходам в стоимостномвыражении.

Пятый новый подход. Разработанная методологияпоказывает определяющую роль ОбС в нормировании иуправлении материальными и финансовыми потоками предприятия. Только определив спомощью нормирования общую потребность в ОбС,финансовый топ-менеджер может подойти к утверждению реальных норм запасов и ОбС по всей специфицированной номенклатуре МР, применяемыхна предприятии. Вычисленные вышеуказанные функции позволяетфинансовому топ-менеджеру предприятия принятьобоснованное решение по установлению норм. При этом он будетруководствоваться, во-первых, фактическим наличием собственных ОбС на предприятии, во-вторых, полученными результатамирасчетов норм для разных уровней надежности обеспечения ПЗ (сбытовыми,товарными), заделами незавершенного производства по всей специфицированнойноменклатуре МР и ГП:

  • если предприятие полностью обеспечено ОбС, то по всей применяемой на предприятии и выпускаемой номенклатуре МР и ГП можно установить нормы запасов и ОбС с высоким уровнем надежности обеспечения, например 99,7%;
  • в случае, когда существует небольшой дефицит ОбС, можно установить по каждой позиции МР и ГП более низкий уровень надежности, например, 98%;
  • при большом дефиците ОбС по сравнению с расчетом установить дифференцированные нормы. По важным маркам МР (относящимся к группе «А» — например, основным материалам и т.п.) с уровнем надежности 99,7%, для марок группы «В» — с уровнем 90%, а для марок группы «С» (например, спецодежде и т.п.) — 85%, чтобы в сумме вычисленный по ним норматив ОбС соответствовал имеющимся возможностям предприятия;
  • для покрытия дефицита в ОбС можно использовать заемные средства. В этом случае по всем позициям МР и ГП нужно установить нормы запасов и заделов с высоким уровнем надежности обеспечения (например, 99,7%), а недостающую потребность в собственных ОбС покрыть за счет краткосрочных кредитов. Исходя из фактического наличия собственных ОбС, установить, например, нормы ОбС с уровнем надежности 90 %, а остальную потребность в ОбС покрывать за счет привлеченных кредитов.

Следует отметить, что для всехэтих вариантов решений не надо ничего пересчитывать снова, т.к. все нормы дляразных уровней надежности обеспечения запасами и ОбСуже имеются в ранее рассчитанной базе данных по нормированию запасов.

Шестой новый подход. Принормировании каждый НФ учитывается отдельно. Это позволяет контролироватьисходную информацию, используемую для расчета специфицированных норм, и вслучае необходимости ее корректировать. Примененный методологический приемпозволяет исключить из расчета всю информацию, которая отражает имевшие местонарушения в организации процессов снабжения и производства, и получитьэкономически обоснованные нормы ОбС и нормы ПЗ.

Седьмой новый подход. Поразработанной методологии определяется и система показателей, характеризующихусловия формирования запасов нормируемых марок МР — неравномерность вариаций НФв течение года объемов и интервалов поставок, объемов суточных отпусков и т.д.Вычисление этих показателей позволяет анализировать НФ, влияющие на уровень рассчитываемыхзапасов, чтобы оперативно воздействовать на процессы снабжения и сбыта.Предлагать поставщику в будущем периоде уменьшить, например, неравномерностьпоставок по интервалам и обосновать вычисленными показателями — к какомуснижению уровня запасов это приведет? и т.д. Кроме того, рассчитываемая системапоказателей условий формирования запасов дает возможность задействовать системуэкономических механизмов в управлении запасами и т.д.

Восьмой новый подход.При нормировании применяют методы теории вероятностей. Это позволяет,обрабатывая исходную информацию отчетного года (о движении нормируемой марки МРпо датам и объемам), получить для нее экономически обоснованные нормы ПЗ дляпланового периода.

Эта методология нормированиясбытовых и ПЗ прошла проверку на практике на большинстве крупных и среднихпредприятий нашей страны в советский период (расчетыбыли выполнены по всей Госплановской номенклатуре ГП). Опыт использования напредприятиях с совершенно различными условиями работыи снабжения, работающих в различных отраслях экономики, позволил апробироватьалгоритмы для расчета норм ПЗ и вложенных в них ОбС.Работоспособность этой методологии подтверждена заключениями многих головныхотраслевых институтов, участвующих в апробации методов нормирования ПЗ и ОбС.

Вышерассмотренныеметодологические подходы и вопросы, которые они позволяют решать, разработанывпервые и им нет аналогов как в отечественных, так и взарубежных публикациях за последние 12 лет.

На основе вышеуказаннойметодологии фирмой ООО «Норматив Консалтинг» были разработаны два типовыхпакета компьютерных программ (ТПКП): один по нормированию запасов разныхкатегорий и ОбС, вложенных в эти запасы, второй — дляуправления запасами и ОбС предприятии. Они могутуспешно использоваться как на крупных, так и на средних предприятиях.

ТПКП по нормированию позволяет представить выходные формыдля всех структурных уровней и в разных аналитических разрезах рассчитанныенормы запасов и ОбС в зависимости от уровнянадежности обеспечения запасами и ОбС по всейноменклатуре МР, применяемой на предприятии.

В комплексе решаемых логистическихзадач на предприятии, по нашему мнению, нельзя задействовать только стандартныелогистические методы управления ПЗ (поставкипостоянными объемами или через равные интервалы, оптимальными партиями,рассчитанными по формуле Уилсона и т.п.), применяемые на предприятиях зарубежом. У нас это в основном касается предприятий с крупносерийным (серийным,а в будущем и с массовым ) характером производства,расходующих МР в больших количествах и получающих их транзитом — напрямую сзаводов-изготовителей. Это связано с особенностями структуры системыматериально-технического снабжения (МТС), сложившейся в России.

Сегодня за рубежом (во многих фирмах,компаниях и т.п. США, Японии и т.д.) внедрены логистическиеметоды управления ПЗ, которые (методы) ориентированы в основном на складскуюформу снабжения, когда поставки марок МР осуществляются на предприятие сблизлежащих баз снабжения по схеме «точно во время» (Justin time, или сокращенно JIT ). Но при этом очень важно понять, какую точность поставокпо времени закладывают в расчет. Вот, что об этом пишут Д.К. Ван Хорн и Д.М. Вахови «... если предприятие-покупатель стремится получатьнужные ему детали по принципу «точно в срок»» необходимо, чтобы перевозкигрузов с завода-поставщика на завод-потребительвыполнялись за относительно короткое время: менее одного дня. Так, например,подавляющее большинство заводов-поставщиков японской компании «Tojota» расположены на расстоянии не более 60 миль от его предприятий ...». В связи с этим при логистическомметоде управления в определение запаса на складе ОМТС при поискеоптимального варианта организации процессов снабжения, транспортировки,производства и т.д. заложен академический подход к решению проблемы —«идеализированные модели» формирования ПЗ: одинаковые объемы поставок или черезпостоянные интервалы поставок, оптимальными объемами и т.д. Эти алгоритмы былиописаны еще Д. Буканом и Э. Кенисбергом болеетридцати пяти лет назад. Упрощенность этих разработанных методов былаобусловлена тем, что, во-первых, в то время компьютерная техника не получилаеще широкого распространения, а во-вторых, все это было ориентировано на ручнойсчет и для иллюстрации на читаемых лекциях протекающих процессов приформировании запасов. При этом не учитывалось большое количество НФ, определяющих условия формирования ПЗ.

В настоящее же время одним из основных препятствий длявнедрения логистического метода управления запасами внашей стране является то, что у нас МР поставляются на предприятия в основномтранзитом. В России же преобладает транзитная форма снабжения, когда основнуючасть МР предприятиям-потребителям напрямую поставляют заводы-изготовители,минуя базы снабжения. Например, в СССР в течение 20 лет 84 % металлопрокатапоставляли предприятиям потребителям транзитом, и только 16 % по складскойформе снабжения. Примерно аналогичная картина имела место и по другим видам МР.С тех пор мало что изменилось, — это следует из нижеприведенного утверждения. ВРФ « ... на железную дорогу приходится 84 % грузооборота ...» (поставки транзитомнапрямую с заводов-изготовителей). Перевозки железнодорожным транспортомосуществляются иногда за тысячу и более километров. На предприятии взависимости от частоты поступлений разных марок МР интервалы между транзитнымипоставками (далее «интервалы») меняются в достаточно широком диапазоне — от 5до 120 дней и более. Неравномерность этих поставок на предприятия по объемам иинтервалам составляет в целом за год 60-80 %.

Поясним эти цифры рассмотрением следующего примераорганизации снабжения, который часто встречается на практике. Например, при 12поставках в год расчетный средний интервал поставки составляет примерно 30 дней(точно 30,4 дня). Каждая поставка при вышеуказанных условиях производитсяне точно через 30 дней, а с интервалами, которые могут меняться в диапазоне от1 до 60 дней. И данные интервалы (т.е. такая неравномерность поставок поинтервалам) не является нарушением в организации МТС предприятий-потребителей,а установлены действующими нормами, регламентированными в «Положении опоставках продукции производственно-технического назначения». Это вытекает изусловия, что в каждом месяце должно быть произведено по одной поставке, изаранее неизвестно в какой день. В результате могут возникнуть следующие триситуации:

  • в первом из двух смежных месяцев поставка произведена первого числа, а во втором — в последний день месяца. В данном случае интервал будет равен 60 дням;
  • второй случай, когда в первом из двух смежных месяцев поставка была осуществлена в последний день этого периода, а в смежном месяце — в первый его день. Здесь интервал будет равен 1 дню;
  • при любых других датах поставок в этих двух смежных месяцах интервалы будут  меняться от 1 до 60 дней.

И далее, например, при шести поставках в год интервалымогут меняться в диапазоне от 1 до 120 дней, при четырех — от 1 до 180 дней ит.д. И это все в соответствии с «Положением о поставках ... ». Но логистический метод управления ПЗ, как уже указывалось выше, часто предполагает, что поставки должны осуществляться с точностью доодного дня или точнее, и на этой детерминированной информации построены всеоптимизационные расчеты.

Неопределенность и большой разброс по срокам поставокобусловлен особенностями в организации производства и железнодорожныхперевозок. К примеру, на металлургическом заводе необходимый размер металлапрокатывается не тогда, когда это срочно нужно потребителю, а согласноустановленному изготовителем графика прокатки на соответствующий месяц. Кроме того,на стане в каждом месяце прокатывается сразу вся месячная партия металла,состоящая из крупных, средних размеров. Сначала по очередипрокатывают всю партию металла на самые крупные размеры, затем последовательнона несколько меньшие и т.д. В этом случае сроки отгрузки металла,нужного потребителю, определяются следующими временными факторами:

  • до данного размера дошла очередь по его прокату на стане;
  • местное отделение железной дороги подало вагоны под погрузку и сформировало маршрут для отправки в нужном направлении (чаще до станции «распыления»).

При этом отделению не всегда удается сформировать прямоймаршрут, следующий от станции отправления до станции назначения, куда долженследовать отправленный груз. По дороге эти маршруты на станции «распыления»расформировывают, формируют новый маршрут сразу до станции назначения или доочередной станции «распыления». В результате вагон с отправленным металлом еще по несколько суток будет простаивать на станции в ожидании его отправки. Все это, атакже большие разбросы по срокам поставок требуют от предприятий поддерживать усебя огромные производственные запасы: при транзитных поставках в зависимостиот их частоты — на уровне 45-75 дней, при складских — 7—15 дней.

Рассмотрим пример осуществления контроля и корректировкиисходной информации, используемой для расчета специфицированной нормы ПЗ.Возьмем тот же случай — 12 поставок марки МР в год. Допустим, в исходнойинформации о движении ее на предприятии встретилось, к примеру, фактическоезначение интервала, равное 75 дням. Т.е. в одном месяце не было произведенопоставки, а в следующем было произведено сразу две. Но в соответствии с«Положением о поставках ... » это является нарушением условий снабжения. Спомощью ТПКП при контроле исходной информации будет выявлено это значение и вавтоматизированном режиме заменено на предельнодопустимое — в данном случае на 60 дней. Для других частот поставок будут своипредельно допустимые значения интервалов, устанавливаемые в соответствии с«Положением о поставках ... ». Аналогично контролируют и значения объемовсуточных отпусков и т.д. Если отдельные фактические данные будут большедопустимых значений (например, ошибочно записали к фактическому значениюнесколько лишних нулей), то эти значения с помощью ТПКП будут откорректированына предельно допустимые значения, установленные предприятием и т.д. Контроль и,в случае необходимости, корректировка информации от данных, отражающих имевшиенарушения в организации процессов снабжения и производства (и просто от ошибокпри вводе информации), позволяет получить при расчете экономически обоснованныенормы ОбС и ПЗ.

Нормирование ОбС и ПЗ — это только первый шаг к организации управления финансовыми и материальнымипотоками. Цель управления, в частности, снизить на предприятии уровень ПЗ засчет наведения порядка в организации производства и совершенствования системыМТС. Эта задача может быть решена путем внедрения на предприятии оперативного контроля за фактическим состоянием запаса. Его (оперативный контроль) можно осуществлять с любым временным интервалом(ежедневно, раз в неделю и т.д.).

При организации на предприятии управления финансовыми иматериальными потоками наряду со стратегическими задачами должны решаться итактические задачи. Некоторые из них можно решать с помощью ТПКП по управлению ОбС и ПЗ. К ним можно отнести следующие решаемые при оперативном контроле за фактическим состоянием запасовзадачи. Он позволит выявить, по каким позициям МР образовались излишние запасыили дефицит; что, когда, кому и сколько нужно заказать из марок МР; сколько наэто следует предусмотреть необходимых ОбС и т.д. Чтои сколько можно продать из ненужных «пролеживающих» запасов. Задержав очереднуюпоставку по позициям с излишними ПЗ МР или продав их,предприятие сможет высвободить значительные объемы ОбСи вовлечь в организацию процессов производства и снабжения. Кроме того,информация, получаемая при оперативном контроле, позволит оценить деятельностькаждого работника ОМТС и ОСб, качество работыпоставщиков и т.д.; за счет совершенствования хозяйственных связей следуетулучшать сложившуюся систему МТС, что позволит в результате снизить уровень ПЗна предприятии.

Решение стратегических задач, как уже указывалось выше,связано с формированием логистического окружения изнадежных поставщиков МР. При нормировании наряду с расчетом самихспецифицированных норм запасов определяют и систему показателей (средниезначения вариаций НФ в течение года, неравномерность поставок по объемам иинтервалам и т.д.), отражающих уровень сложившихся условий формирования запасовпо каждой марке МР, поставляемой предприятием-изготовителемпредприятию-потребителю. Анализ этих показателей позволяет оценить, кто изпоставщиков поставляет хорошо, кто — плохо; определить возможности и путисовершенствования хозяйственных отношений, например, увеличение частотыпоставок, уменьшение неравномерности поставок по интервалам и т.д. (а этоприводит к снижению уровней запасов). При нормировании можно также оценить,насколько снизится запас по той или иной марке МР, если на ту или иную величинубудет, например, увеличена частота поставок или уменьшена их неравномерность поинтервалам и т.п. И при заключении договоров с поставщиками менеджеры ОМТСмогут материально заинтересовать их надбавками за улучшение качества снабжения.Все расчеты возможных надбавок проводятся автоматически.

На наш взгляд, предприятию-потребителю чаще выгоднеедоплатить предприятию-изготовителю, чем вкладывать свои ОбСв «пролеживающие» бесполезно запасы. Полученный выигрыш отснижения запасов предприятие-потребитель может разделить с поставщиком илитранспортной организацией, которые позволили получить его. Размердоплаты поставщику, очевидно, должен зависеть от уровня снижениянеравномерности поставок по интервалам как за оказание услуг по снабжению сболее высоким уровнем качества.

Поставщики и транспортные организации,которые согласятся на многолетнее сотрудничество с предприятием-потребителем,которые готовы работать по-новому (например, постепенно уменьшатьнеравномерность поставок по интервалам и т.п.) и которые эти договоренностибудут выполнять, могут войти в состав формируемого логистическогоокружения. Тем, кто не хочет принимать новые условия работы, необходимоискать замену. Такая система совершенствования хозяйственных отношений и связейдолжна стать сейчас повседневной нормой.

Оперативный контроль поможет руководству находить нужныефинансовые резервы. Например, выявлена группа МР, по которымобразовались излишние запасы (больше нормы). Задержав очередную поставку илипродав излишки этого МР, предприятие может высвободить значительные ОбС и вовлечь их в организацию процессов производства и снабжения. Выявив количество и объем дефицитных позиций, менеджеры ОМТС смогут определить необходимую потребность (месячную, квартальную и т.п.) в свободных ОбС для обеспечения закупок нужных МР в следующем периоде.

Сегодня предприятия должны иметь у себя весь«инструментарий» для управления ресурсами — необходимое методическоеобеспечение и компьютерные программы для формирования всей нормативной базы иуправления финансовыми и материальными потоками. В случае необходимости и всвязи с изменением спроса на рынках на выпускаемую ГП это позволит быстроотреагировать и обновить ее — сформировать новую нормативную базу и в связи сней перестроить организацию процессов производства, снабжения, сбыта и т.д.

Создание необходимого логистическогоокружения для российских предприятий из надежных поставщиков-посредников(поставляющих по складской форме снабжения), как показывает зарубежный опыт,может затянуться на 10 и более лет. И на этом этапе, а также и в дальнейшем дляуправления ОбС и ПЗ следует использовать вышеизложенный нормативный метод управления, т.к. стандартные логистические методы управления ПЗ в этом периоде работаютнестабильно. Для управления с помощью нормативного методамогут быть использованы вышерассмотренные ТПКП. Они могут быть сопряженыс любой информационной системой (компьютерными программами бухгалтерского илискладского учета и информационными системами, основанными на концепциях MRP,DRP, ERP и т.д.) или работать автономно.

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».