Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2002 год | Статьи из номера N6 / 2002

Прогнозирование прибыли на основе факторной модели

Литвин М.И.,

профессор кафедры финансового менеджмента Липецкого
филиала Всероссийского заочного финансово-экономического института

Прогнозирование прибыли хозяйственной организации относится к наиболее сложным и недостаточно изученным проблемам финансового планирования.

Прибыль выступает как результат производственной и финансовой деятельности и одновременно как основной финансовый ресурс хозяйственной организации, необходимый для ее самофинансирования; рентных, процентных и дивидендных выплат; формирования резервов. Обоснованность прогнозирования прибыли имеет существенное значение для формирования доходов бюджетной системы, прежде всего для региональных и местных бюджетов, куда поступает большая часть налога на прибыль.

На величину прибыли воздействует множество разнонаправленных факторов, что затрудняет прогнозирование прибыли на основе наблюдения за ее динамикой в прошлые периоды.

На практике возможно применение различных методик прогнозирования (планирования) прибыли, которые можно классифицировать по трем группам:

  1. Традиционные методы.
  2. Методы маржинального анализа.
  3. Экономико-математические методы.

К традиционным обычно относят методы:

  1. Прямого ассортиментного расчета.
  2. Укрупненный (по плановому объему товарной продукции и изменению остатков нереализованной продукции).
  3. Совмещенного расчета.

Для применения традиционных методов необходима значительная исходная информация, не доступная на начальной стадии прогнозирования. Эти методы были продуктивны в условиях директивного планирования, но мало пригодны в рыночной экономике.

Методы маржинального анализа включают:

  1. Расчет точки безубыточности и моделирование прибыли по соотношению «затраты-выпуск-прибыль» (costs-volume-profit).
  2. Планирование прибыли на основе эффекта операционного и финансового левериджа (рычага).
  3. Планирование прибыли на основе предельных (дополнительных) издержек и предельного дохода.

Применение этих методов соответствует современной системе финансового контроля, учета издержек и формирования прибыли (директ-костинг) и носит весьма продуктивный характер. Однако оно ограничено пределами релевантного диапазона и рядом условий, в числе которых:

  1. Устойчивый характер переменных расходов к выручке от продаж.
  2. Неизменность постоянных расходов.
  3. Постоянство структуры продаж по видам (группам) продукции.

Эти условия достаточно трудно соблюсти в конкретной хозяйственной практике. Возможности применения операционного левериджа как инструмента планирования прибыли от продаж подробно изложены в статье Крейниной М. Н. (журнал «Финансовый менеджмент», № 1 за 2002 год).

Применение математических методов оправдано лишь на основе достоверных экономических моделей, учитывающих реальные факторы в прогнозируемом периоде. Очевидно, необходим синтез имеющихся методик, раскрывающий различные факторы, воздействующие на прогнозируемую прибыль. Этот синтез может быть представлен как факторная модель прогнозирования прибыли от продаж, которая имеет следующий вид:

PSp = PSb ± DS ±DN ± DVC ± DFC ± DP, где:

PSp — прогнозируемая прибыль;

PSb — прибыль базисного периода;

DS — влияние изменения объема продаж;

DN — влияние структурного (ассортиментного) сдвига в объеме продаж;

DVC — влияние изменения переменных расходов;

DFC — влияние изменения постоянных расходов;

DP — влияние изменения продажных цен на продукцию организации.

Факторная модель обладает следующими преимуществами:

  1. Она может быть использована при сравнительно малой информационной базе.
  2. Она позволяет определить факторы, влияющие на изменение прибыли, и соответствующим образом на них воздействовать.
  3. На ее основе можно проверить достоверность расчета прибыли другими методами.

Покажем методику прогнозирования прибыли от продаж на условном примере:

Таблица 1

 

Отчетные данные в базовом периоде

Показатели Символ Величина Метод расчета
1. Объем продаж, тыс. руб. S 500 000 Отчет
2. Переменные расходы, тыс. руб. VC 320 000 Отчет
3. Коэффициент переменных расходов b 0,64 VC : S
4. Маржинальный доход, тыс. руб. MP 180 000 S — VC
5. Коэффициент маржинального дохода а 0,36 MP : S
6. Постоянные расходы, тыс. руб. FC 80 000 Отчет
7. Прибыль от продаж, тыс. руб. PS 100 000 MP — FC
8. Операционный рычаг OL 1,8 MP : PS

В выручке от продаж выделим три товарные группы А, В, С со следующими структурными показателями:

Таблица 2

Структура продаж

 

 

Товарная группа

Удельный вес, в % MP на рубль продаж Взвешенный MP на рубль продаж
Группа А 30,0 0,6

0,6 x 0,3 = 0,18

Группа В 50,0 0,32 0,32 x 0,5 = 0,16
Группа С 20,0 0,1 0,1 x 0,2 = 0,02
Итого 100,0 x

0,36

Прогнозируются следующие цели на будущий период:

  1. Рост выручки от продаж на 15%.
  2. Изменение структуры продаж: товарная группа А — 50%; товарная группа В — 40%; товарная группа С — 10%.
  3. Снижение переменных расходов на 10%.
  4. Увеличение постоянных расходов на 20 тыс. руб.
  5. Рост цен на продаваемую продукцию на 20%.

Выполняем прогнозный расчет прибыли от продаж по факторам:

1. Фактор влияния объема продаж на прибыль (DS) может быть рассчитан по формуле:

DS = DTs x OL x PSb, где:

DTs — прогнозируемый прирост выручки от продаж;

OL — операционный рычаг;

PS — прибыль от продаж в базовом периоде.

+15 x 1,8 = + 27% (эффект операционного рычага).

100 000 x +27% = +27 000.

2. Фактор структурных сдвигов в объеме продаж повлияет на прибыль следующим образом (DN)

Товарные группы Удельный вес в % MP на рубль Взвешенный MPn продаж
1. Группа А 50,0 0,6 0,6 x 0,5 = 0,3
2. Группа В 40,0 0,32 0,32 x 0,4 = 0,128
3. Группа С 10,0 0,10 0,10 x 0,1 = 0,01
Итого 100,0 X 0,438

Произошел структурный сдвиг, повлиявший на коэффициент маржинального дохода (MPn). Коэффициент MP увеличился с 0,36 до 0,438, то есть на 0,078, или на +7,8%. Его влияние на прогнозируемую прибыль определится по формуле:

DN = Sb x Tb x DMPn, где:

Sb — выручка от продаж в базовом периоде;

Tb — прогнозный темп роста выручки от продаж;

DMPn — изменение коэффициента маржинального дохода из-за структурных сдвигов.

500 000 x 1,15 x +7,8% = +44 850.

3. Влияние на прибыль фактора переменных расходов (DVC) определится как:

DVC = Sb x Ts x VCn x VCp, где:

VCn — коэффициент переменных расходов с учетом структурных сдвигов (1 - MPn);

VCp — прогноз снижения переменных расходов (с обратным знаком).

500 000 x 1,15 x (1 — 0,438) x +10% = +32 315.

3. Влияние на прибыль фактора постоянных расходов (DFC) определяется прямым счетом, но с обратным знаком. При увеличении постоянных расходов на прибыль (+20 000) прибыль снизится на эту же сумму (-20 000).

4. Влияние на прибыль фактора цен (DP) определится по формуле:

DP = Sb x Ts x Pp, где:

Pp — прогнозируемое изменение цен на продаваемую продукцию, или

500 000 x 1,15 x +20% = 115 000.

В результате мы получим величину прогнозируемой прибыли:

100 000 + 27 000 + 44 850 + 32 315 — 20 000 + 115 000 = 299 165.

Итак, по нашему расчету прибыль от продаж должна возрасти со 100 000 до 299 165 или в 2,99 раза. Как видим, факторный анализ существенно меняет расчет прибыли, который можно было выполнить на основе одного лишь эффекта операционного рычага.

Подтвердим достоверность факторного прогноза прибыли прямым поэтапным расчетом на основе полной информации.

Таблица 3

Прямой расчет прибыли от продаж

 

 

Показатели

База 1 2 3 4 5

Продукт А.

1. Количество, ед. 500 000 575 000 958 333 958 333 958 333 958 333
2. Цена за ед., руб. 300 300 300 300 300 360
3. Продажи, тыс. руб. 150 000 172 500 287 500 287 500 287 500 345 000
4. Переменные расходы, тыс. руб. 60 000 69 000 115 000 103 500 103 500 103 500
5. Маржинальный доход, тыс. руб. 90 000 103 500 172 500 184 000 184 000 241 500
6. Коэффициент MP(а) 0,6 0,6 0,6 0,64 0,64 0,70

Продукт В.

1. Количество, ед. 312 500 359 375 287 500 287 500 287 500 287 500
2. Цена за ед., руб. 800 800 800 800 800 960
3. Продажи, тыс. руб. 250 000 287 500 230 000 230 000 230 000 230 000
4. Переменные расходы, тыс. руб. 170 000 195 500 156 400 140 760 140 760 140 760
5. Маржинальный доход, тыс. руб. 80 000 92 000 73 600 89 240 89 240 135 240
6. Коэффициент MP(а) 0,32 0,32 0,32 0,388 0,388 0,49

Продукт С.

1. Количество, ед. 400 000 460 000 230 000 230 000 230 000 230 000
2. Цена за ед., руб. 250 250 250 250 250 300
3. Продажи, тыс. руб. 100 000 115 000 57 500 57 500 57 500 69 000
4. Переменные расходы, тыс. руб. 90 000 103 500 51 750 46 575 46 575 46 575
5. Маржинальный доход, тыс. руб. 10 000 11 500 5750 10 925 10 925 22 425

Всего, в тыс. руб.

1. Продажи 500 000 575 000 575 000 575 000 575 000 690 000
2. Переменные расходы 320 000 368 000 323 150 290 835 290 835 290 835
3. Маржинальный доход 180 000 207 000 251 850 284 165 284 165 399 165
4. Коэффициент MP 0,36 0,36 0,438 0,4942 0,4942 0,5785
5. Постоянные расходы 80 000 80 000 80 000 80 000 100 000 100 000
6. Прибыль от продаж 100 000 127 000 171 850 204 165 184 165 299 165
7. Факторы прироста прибыли +27 000 +44 850 +32 315 —20 000 +115 000

Прямой расчет прибыли от продаж полностью совпадает с итогами прогнозной факторной модели.

При этом в варианте 1 приведены результаты увеличения объема продаж при сохранении структуры цен базового периода. В варианте 2 показаны результаты изменений в структуре товарных групп. Вариант 3 демонстрирует результаты снижения переменных расходов. В варианте 4 приведены результаты изменения постоянных расходов. Вариант 5 отражает результаты изменения продажных цен.

При прогнозировании прибыли желательно также выявить инфляционную составляющую ее прироста. Для этого можно предложить несложную методику, основанную на структурных показателях выручки от продаж.

Например, мы располагаем следующими базовыми данными:

Таблица 4

Структура выручки от продаж в отчетном году

 

 

Показатели Символ В процентах
1. Выручка от продаж (без НДС и акцизов) S 100
2. Материальные затраты MC 60
3. Оплата труда (с начислениями) WC 20
4. Амортизационные отчисления CC 5
5. Прочие затраты AC 2
6. Прибыль PS 13
Наблюдаемые индексы инфляции Символ Индекс
1. По отпускным ценам организации Ip 1,20
2. По покупным ценам на ресурсы Im 1,25
3. По индексации заработной платы Iw 1,15
4. По индексации основных средств Ic 1,60

Расчет влияния инфляционных факторов производится путем умножения удельного веса данного фактора в выручке на прирост соответствующего индекса инфляции. Инфляционная прибыль (рентабельность) будет определена как разность между влиянием инфляции на выручку от продаж и влиянием инфляции на составные элементы затрат.

Покажем данный расчет на условном примере:

Таблица 5

Расчет инфляционных факторов, влияющих на прогноз прибыли

 

 

Факторы

Метод расчета Результат (в процентах)
1. Выручка от продаж 100 x +0,2 +20
2. Материальные затраты 60 x +0,25 +13
3. Оплата труда 20 x +0,15 +3
4. Амортизация 5 x +0,05 +0,25
5. Прочие затраты 2 x 0 0
6. Рентабельность продаж 20 — 13 — 3 — 0,25 = +3,75 +3,75

Абсолютная величина инфляционной прибыли составит 575 000 x 3,75%, или 21 565, что вносит существенные коррективы в наши первоначальные расчеты. Здесь мы учли не только инфляционные выгоды, но также инфляционные потери.

Укажем, однако, что данная методика оправдана при сравнительно небольших изменениях структуры элементов затрат в составе выручки от продаж. В других случаях понадобятся коррективы с учетом структурных изменений (особенно при существенном изменении удельного веса прибыли в выручке).

Применение факторных моделей расширяет возможности прогнозирования прибыли. Эти модели хорошо поддаются программированию и сочетаются с использованием возможностей обработки данных на персональных компьютерах, особенно для расчета структурных сдвигов.

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».