Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2002 год | Статьи из номера N5 / 2002

Анализ налогообложения операций СВОП в России

Чувыкин М.А.,

старший менеджер сектора услуг
по управлению рисками и услуг в области финансовых расследований

Мировой фондовый рынок является сложной системой, которая находится в постоянном изменении. Особенно крупные перемены произошли за последнюю четверть XX века. Нового уровня достигла интернационализация и глобализация мирового хозяйства в целом и мировых финансовых и фондовых рынков в частности.

За последние годы произошло много важных изменений по направлению либерализации работы на международных финансовых рынках. Часть финансовых рынков стала более свободно регулироваться, валютные ограничения во многих странах были существенно смягчены или даже полностью сняты. Новые информационные технологии позволили мировому фондовому рынку сделать качественный скачок вперед за счет увеличения скорости обмена информацией о рынках и их участниках, увеличения скорости обработки информации о конкретных сделках и других немаловажных аспектов. Благодаря этим технологиям стало возможным проведение деловых операций в глобальном масштабе в режиме реального времени.

Нельзя не отметитьроль глобальной сети Интернет. Развитие этого направления позволяет вовлечь вмеждународные экономические отношения не только крупные транснациональныекорпорации, но и сравнительно небольшие предприятия и даже частных лиц.

На мировомфинансовом рынке появились и получили свое развитие новые инструменты, такиекак производные финансовые инструменты - операции СВОП (SWAP), КЭП (CAP), и другие. Кроме того, большоеразвитие получили и другие инструменты, как, например, американскиедепозитарные расписки (ADR),увеличилось количество операций с опционами и фьючерсами.

Среди всехпроизводных инструментов ярко выделяются операции СВОП, то есть операции пообмену финансовыми потоками на согласованных условиях между двумя или болеесторонами. Эти операции, по мнению автора настоящей статьи, являются одним изнаиболее сложных и динамично развивающихся видов производных финансовыхинструментов.

Операции СВОП[1]представляют собой соглашения между двумя или более сторонами об обменеденежными потоками, определяемыми на основании заключаемого соглашения ирассчитываемыми от согласованной условной базы, на протяжении определенногопериода в будущем.

При проведениихозяйственных операций и, в частности, операций на рынке производных финансовыхинструментов, необходимо учитывать налогообложение проводимых операций,поскольку неправильная оценка или недооценка возможных налоговых последствийможет существенно понизить эффективность проводимых операций, или дажеполностью нивелировать ее.

Взаконодательстве Российской Федерации в настоящее время отсутствуют специальныеправила, касающиеся регулирования операций с производными финансовымиинструментами и операций СВОП в частности.

ВГосударственной Думе начата работа над законом о производных финансовыхинструментах[2]. Однако, несмотря на то, что работу надтекстом законопроеткта «О рынке производныхфинансовых инструментов» предполагается завершить в течение 2002 года,маловероятно, что сам закон появится в ближайшее время.

Более того,согласно имеющейся информации законопроект должен, в первую очередь, создатьбазу для запуска биржевой торговли сырьевыми товарами, что несет в себе риск,что сфера действия данного закона будет весьма ограничена.

В настоящеевремя существует несколько концепций законопроекта «О рынке производныхфинансовых инструментов». Свои концепции законодательного регулирования рынкапроизводных инструментов имеют НАУФОР, Фонд рыночных исследований, фондоваябиржа «РТС» в соавторстве с МФБ, ФБ «Санкт-Петербург», Екатеринбургскойфондовой биржей и Сибирской фондовой биржей, а также Российский биржевой союз,White & Case, Бейкер и Макензи[3].

Подготовкойзаконопроекта занимается совместная рабочая группа комитетов Госдумы покредитным организациям и по собственности.

Для выработкиединого подхода к разработке этого документа данной рабочей группойорганизуются совещания и консультации с различными государственными икоммерческими структурами. В подготовке законопроекта принимают участиепредставители ФКЦБ, МАП РФ, МЭРТ РФ, ЦБ РФ, депутаты Госдумы и более 30участников рынка производных инструментов.

В настоящеевремя в российском налоговом законодательстве отсутствуют специальные правила,касающиеся налогообложения операций СВОП. В силу этого к данным операциям будутприменимы общие правила, касающиеся налогообложения финансовых инструментов.

Действующееналоговое законодательство предусматривает определенные особенностиналогообложения операций со срочными финансовыми инструментами[4].

К финансовым инструментам срочных сделок в России относят:

  • Соглашения участников срочных сделок, определяющие их права и обязанности в отношении базисного актива[5].
  • Соглашения участников срочных сделок, не предполагающие поставку базисного актива, но определяющие порядок взаиморасчетов сторон сделки в будущем в зависимости от изменения цены или иного количественного показателя базисного актива по сравнению с величиной указанного показателя, которая определена (либо порядок определения которой установлен) сторонами при заключении сделки.

При этом подсрочными сделками понимаются сделки с отсрочкой исполнения. Участниками срочныхсделок признаются только непосредственные стороны сделки. Более того, Налоговыйкодекс РФ [6]ограничиваетсостав участников срочных сделок только организациями, совершающимиоперации с финансовыми инструментами срочных сделок.

Несмотря нато, что операции СВОП специально не поименованы в качестве финансовыхинструментов срочных сделок, они по своей сути подпадают под указанноеопределение и могут быть к ним отнесены к инструментам срочных сделок.

Режим налогообложенияфинансовых инструментов срочных сделок зависит от целого ряда условий,основными из которых являются следующие:

  • Признание финансовых инструментов срочных сделок, обращающимися или не обращающимися на организованном рынке.
  • Признание проводимых операций с финансовыми инструментами операциями хеджирования.

Необходимоопределить к каким из указанных категорий будут относиться операции СВОП.

К финансовыминструментам, обращающимся на организованном рынке, российское налоговоезаконодательство относит инструменты, для которых одновременно будутвыполняться следующие условия[7]:

  • Порядок заключения срочных сделок, обращения рассматриваемых финансовых инструментов и их исполнения устанавливается организатором торговли, имеющим на это право в соответствии с российским или иностранным законодательством.
  • Информация о ценах финансовых инструментов срочных сделок публикуется в средствах массовой информации либо может быть предоставлена организатором торговли или иным уполномоченным лицом любому заинтересованному лицу в течение трех лет после даты совершения операции с финансовым инструментом срочной сделки.

В настоящеевремя в отношении операций СВОП указанные условия не выполняются и,следовательно, этот вид финансовых инструментов не может быть признан обращающимсяна организованном рынке. Следует отметить, что финансовые результаты отопераций с финансовыми инструментами, обращающимися и не обращающимися наорганизованном рынке, должны учитываться по отдельности.

Операции хеджирования.

Концепцияхеджирования в российском налоговом законодательстве появилась в 1998 году,когда в действовавший в то время Закон «О налоге на прибыль предприятий иорганизаций»[8]были внесены дополнения. Однако в то время законодатель ограничил операциихеджирования (операции, заключаемые для уменьшения риска изменения рыночнойцены базисного актива) операциями с биржевыми фьючерсами и опционами. Это, атакже еще ряд причин, связанных с недостатками действовавшего в то времязаконодательства, экономическими и другими факторами, привело к тому, чтоконцепция хеджирования в налоговых правоотношениях в России не применялась.

В новой главео налоге на прибыль Налогового кодекса РФ, действующей с 01 января 2002 года,концепция хеджирования получила совершенно новую трактовку.

Можноутверждать, что упоминание об операциях хеджирования и особом порядке ихналогообложения в российском налоговом законодательстве реально происходитвпервые. Следует отметить, что в настоящее время вопросами проведения операцийхеджирования уже заинтересовался целый ряд крупных российских промышленныхпредприятий.

Под операциямихеджирования в Налоговом кодексе[9]понимаются операции с любыми финансовыми инструментами срочных сделок,совершаемые в целях компенсации возможных убытков, возникающих в результатенеблагоприятного изменения цены или иного показателя объекта хеджирования.Объектами хеджирования признаются активы, обязательства, а также денежныепотоки, связанные с указанными активами и (или) обязательствами или сожидаемыми сделками.

При этомобоснование того, что проводимые операции являются операциями хеджирования,налогоплательщик производит самостоятельно с использованием расчетов,подтверждающих, что совершение этих операций приводит к снижению возможныхубытков или недополучения прибыли по сделкам с объектомхеджирования.

Таким образом,операции СВОП при определенных условиях, а именно при обосновании их связи собъектом хеджирования, могут рассматриваться в качестве операций хеджирования.

В этом случаедоходы и расходы по сделкам СВОП, рассматриваемым в качестве операцийхеджирования, будут подлежать налогообложению консолидированос финансовыми результатами от операций с объектом хеджирования, то есть доходыпо таким операциям СВОП будут увеличивать, а расходы уменьшать налогооблагаемуюбазу по другим операциям с объектом хеджирования[10].

Следуетотметить, что существующая в настоящее время редакция статей Налоговогокодекса, касающихся налогообложения финансовых инструментов, используемых дляпроведения операций хеджирования, оставляет заинтересованным сторонамдостаточно пространства для маневра, с точки зрения оптимизации их налоговыхобязательств, и даже для манипулирования ими.

При этомследует учитывать, что действующее законодательство предусматривает, что всенеустранимые сомнения и противоречия должны трактоваться в пользуналогоплательщика[11].

В частности, внастоящее время отсутствует законодательно оформленное условие о том, чтооперации хеджирования должны быть связаны с конкретными сделками с объектамихеджирования.

Это позволяетструктурировать проводимые операции хеджирования и общую политику компаний вобласти хеджирования таким образом, что операции хеджирования будут проводитьсяв отношении не конкретной сделки, а по всей группе однородных операций собъектом хеджирования.

Более того,операции хеджирования могут быть очень сложными по своей структуре ипредусматривать возможность хеджирования рисков не по одному, а по несколькимнаправлениям, что, в частности, может достигаться путем использования сложныхвидов операций СВОП.

Учитывая это, а также то, что в настоящее время законодательно неустановлен какой-либо специальный порядок соотнесения расходов и доходов пооперациям хеджирования и операциями с объектом хеджирования, можно сделатьвывод о том, что доходы и расходы по операциям хеджирования могут приниматьсядля целей налогообложения в том же порядке, что доходы и расходы по операциям собъектом хеджирования.

Таким образом,если объектом хеджирования является объект, операции с которым рассматриваются,например, как реализация товаров, то и финансовые результаты от операциихеджирования должны уменьшать или увеличивать налоговую базу по прибыли отреализации указанных товаров.

В то же время, в ряде случаев доходы и расходы от операциихеджирования по указанному объекту не могут быть соотнесены с конкретнойсделкой, что может быть следствием того, что операции хеджирования проводятся вотношении всей группы товаров, или в отношении только части рисков, в отношениинескольких объектов, или же имеет место временной лаг между получением доходови расходов по операциям хеджирования и по операциям с объектомхеджирования.

В этом случае,по мнению автора, более обоснованным будет являться не прямое сопоставлениедоходов и расходов по операциям хеджирования и операциям с объектомхеджирования, а применение к операциям хеджирования такого же налоговогорежима, что и к объектам хеджирования, что в итоге даст результат, аналогичныйпрямому сопоставлению доходов и расходов.

При этом,учитывая то, что налоговое законодательство рассматривает операции сфинансовыми инструментами срочного рынка, к которым относятся и операции СВОП,в качестве внереализационных операций, то признаниедоходов[12]и расходов[13]от операций с указанными инструментами должно производиться в порядке,установленном для внереализационных операций[14].

Применениеопераций СВОП для отдельных компаний может быть привлекательным еще и потому,что эти операции достаточно сложны и понимание их сути и обоснованностиценообразования и прочих условий требует достаточно обширных знаний в области финансов,управления рисками и из ряда других областей экономики и права, а такжевладения соответствующим математическим аппаратом.

Налоговыеорганы в настоящее время в большинстве своем не готовы адекватно оцениватьтакие операции, что в значительной мере повышает вероятность того, что имибудет принята та трактовка операций хеджирования, которая будет предложенаналогоплательщиком, особенно если он будет опираться на расчеты и выводы,сделанные крупными консультационными и профессиональными организациями.

Операции с финансовыми инструментами,необращающимися на организационном рынке.

В тех случаях,когда операции СВОП не могут рассматриваться в качестве операций хеджирования кним будут применимы правила налогообложения, установленные для финансовых инструментов,не обращающихся на организованном рынке.

Налогооблагаемаябаза по операциям с такими инструментами определяется как разница междудоходами и расходами по всем операциям данной категории за отчетный (налоговый)период[15].

Отрицательнаяразница между доходами и расходами по всем операциям данной категориипризнается убытками от таких операций. Убытки по операциям сфинансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованномрынке, не уменьшает общую налоговую базу (за исключением операцийхеджирования), но могут быть отнесены на уменьшение налоговой базы,образующейся по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, необращающимися на организованном рынке, то есть в пределах той же самойкатегории срочных финансовых инструментов, в последующие налоговые периоды.

Переносубытков на будущие налоговые периоды возможен (при соблюдении ряда условий) втечение десяти лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этотубыток[16]. 

Получаемыедоходы будут облагаться налогом на прибыль по общей ставке в размере 24%, еслименьший размер налоговой ставки не предусмотрен в соответствии сзаконодательством субъектов Российской Федерации[17]. 

Иностранныеорганизации, действующие на территории России через постоянные представительствадля целей налогообложения, будут облагаться на территории России налогами впорядке аналогичном, за некоторыми исключениями, налогообложению российскихорганизаций.

Иностранныеорганизации, чья деятельность не приводит к образованию постоянного представительствадля целей налогообложения на территории Российской Федерации, будут облагатьсяналогом, удерживаемым у источника выплат, по ставке 20%. Специальные ставкипредусмотрены для отдельных видов доходов, таких как, например, дивиденды,проценты.

Более низкиеставки налога или даже полное освобождение от налогообложения в России можетбыть предусмотрено соответствующими соглашениями об избежании двойногоналогообложения, в которых участвует Российская Федерация и заключенных с ееучастием либо с участием СССР, правопреемником является Россия.

Законодательствоо трансфертном ценообразовании и правоприменительная практика по данномувопросу в России в настоящее время находится на самой начальной стадии своегоразвития. Правоприменительная практика по вопросу применения положенийНалогового кодекса в отношении срочных финансовых инструментов в настоящеевремя полностью отсутствует.

Налоговыйкодекс предусматривает, что для целей налогообложения в отношении финансовыхинструментов срочных сделок, не обращающихся на организованном рынке,фактическая цена сделки признается рыночной ценой, если выполняется хотя быодно из следующих условий[18]:

  • Цена соответствующей сделки находится в интервале цен по аналогичному (однородному) финансовому инструменту срочных сделок, зарегистрированному организатором торговли на торгах в дату заключения такой сделки или на ближайших торгах, состоявшихся до указанной даты.
  • Цена соответствующей сделки находится в пределах 20% в сторону повышения или понижения от средневзвешенной цены аналогичного (однородного) финансового инструмента срочной сделки, рассчитанной организатором торговли в соответствии с установленными им правилами по итогам торгов в дату заключения такой сделки или по итогам ближайших торгов, состоявшихся до указанной даты.

В случаеотсутствия информации о результатах торгов по аналогичным (однородным)финансовым инструментам срочных сделок, что будет иметь место в отношенииопераций СВОП, фактическая цена сделки признается для целей налогообложениярыночной ценой, если фактическая цена сделки отличается не более чем на 20% отрасчетной цены этого финансового инструмента срочных сделок.

 

Указаннаярасчетная цена может быть определена на дату заключения срочной сделки с учетомконкретных условий заключенной срочной сделки, особенностей обращения и ценыбазисного актива, уровня процентных ставок на денежные средства всоответствующей валюте и иных показателей, информация о которых может служитьоснованием для такого расчета.

 

Учитываявышеизложенное с достаточной степенью уверенности можно говорить о том, что потаким операциям как операции СВОП определение рыночной цены для целейналогообложения будет весьма сложной задачей.

 

В связи с этимможно предположить, что практически любое обоснование применяемых цен,подготовленное налогоплательщиком – участником операций СВОП, может служитьдоказательством рыночного характера цен, используемых при проведении указанныхопераций.

 

В настоящеевремя в России практически отсутствует практика предварительных консультацийналогоплательщиков с налоговыми органами и согласования с ними режиманалогообложения предполагаемых операций.

 

Литература

  1. Валютное регулирование и валютный контроль. М. БЕК. 1996. С. 150-164.
  2. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. М. 1997.
  3. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций».
  4. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая.

 

[1] SWAP (англ.) – обмен.

 

[2]Сообщение «Прайм-ТАСС». Коммерсантъ-Daily.28.02.2002 г.

[3]Сообщение «РБК» (РосБизнесКонсалтинг). 22.07.2002 г.18:21:08.

[4]Статья 301 «Срочные сделки. Особенности налогообложения». Глава 25 «Налог наприбыль организаций». Часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации.

[5]Фьючерсные, опционные, форвардные контракты.

[6] Пункт1 Статья 301 «Срочные сделки. Особенности налогообложения». Глава 25 «Налог наприбыль организаций». Часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации.

[7]Статья 301 «Срочные сделки. Особенности налогообложения». Глава 25 «Налог наприбыль организаций». Часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации.

[8] Пункт4. Статья 2 «Объект обложения налогом и порядок исчисления облагаемой прибыли».Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий иорганизаций».

[9] Пункт5. Статья 301 «Срочные сделки. Особенности налогообложения». Глава 25 «Налог наприбыль организаций». Часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации.

[10]Пункт 5. Статья 304 «Особенности определения налоговой базы по операциям сфинансовыми инструментами срочных сделок». Глава 25 «Налог на прибыльорганизаций». Часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации.

[11]Пункт 7. Статья 3 «Основные начала законодательства о налогах и сборах». Глава1 «Законодательство о налогах и сборах и иные нормативные правовые акты оналогах и сборах». Часть первая Налогового кодекса Российской Федерации.

[12]Пункт 19. Статья 250 «Внереализационные доходы».Глава 25 «Налог на прибыль организаций». Часть вторая Налогового кодексаРоссийской Федерации.

[13]Пункт 18. Статья 265 «Внереализационные расходы».Глава 25 «Налог на прибыль организаций». Часть вторая Налогового кодексаРоссийской Федерации.

[14]Статья 271 «Порядок признания доходов при методе начисления». Статья 272«Порядок признания расходов при методе начисления». Глава 25 «Налог на прибыльорганизаций». Часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации.

[15]Пункт 3. Статья 304 «Особенности определения налоговой базы по операциям сфинансовыми инструментами срочных сделок». Глава 25 «Налог на прибыльорганизаций». Часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации.

[16]Статья 283 «Перенос убытков на будущее». Глава 25 «Налог на прибыльорганизаций». Часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации.

[17]Статья 284 «Налоговые ставки». Глава 25 «Налог на прибыль организаций». Частьвторая Налогового кодекса Российской Федерации.

[18]Статья 305 «Особенности оценки для целейналогообложения операций с финансовыми инструментами срочных сделок». Глава25 «Налог на прибыль организаций».  Частьвторая Налогового кодекса Российской Федерации.

 

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».