Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2002 год | Статьи из номера N2 / 2002

Разработка аналитической программы преодоления кризиса компаний

Юрашев В.В.,

к. ф.-м. н., доцент МГИЭМ

Необходимость изменения стратегии компании возникает при приближении или наступлении кризисной ситуации. Менеджеры такой компании должны разработать программу консолидации, цель которой — получение краткосрочной прибыли. Долгосрочная стратегическая задача компании заключается в анализе направления развития отрасли и в рассмотрении новых маркетинговых возможностей. Самое опасное для судьбы фирмы — если руководство компании не осознает разницу между долгосрочной и краткосрочной перспективой. Менеджеры компании обычно стремятся к достижению быстрых результатов преобразований для получения краткосрочной прибыли, что не позволяет, как правило, стабилизировать положение фирмы на длительном промежутке времени. Так, например, повышение цен и сокращение финансирования мероприятий по стимулированию означает увеличение прибыльности на краткосрочном периоде, но предопределяет уменьшение доли компании на рынке.

Первый этап выведения компании из кризисаконсолидация, призванная нормализовать ее финансовое положение. Рассмотрим основные финансовые показатели:

1. Показатель прибыли на продажи M,получаемый путем деления чистой прибыли на объемпродаж:

2. Доход на акционерный капитал:

3. Прибыль на активы:

4. Коэффициент привоза:

.

5. Оборот активов:

.

Объединение рассмотренных намиуравнений позволяет вывести основное уравнениефинансового планирования:

Известно, что основная целькапиталистической компании — достижениевысокого уровня прибыли на акционерный капитал,т.е. достаточно большого значения коэффициента R.Предположим, что сравнение показателя R0 нашейкомпании с R для других фирм позволяетсделать вывод о необходимости принятия мер,направленных на увеличение значений M, w, G. Этимеры особенно важны во время стадииконсолидации.

Уравнение (1) позволяет менеджментупредпринять все основные мероприятия поувеличению прибыли.

Рассмотрим некоторые способыповышения коэффициента R. Обычно в литературекоэффициенты M, w, G, входящие в формулу (1),анализируются отдельно. При этом возникаюттрудности, поскольку одни и те же выражения(объем продаж, активы) стоят в числителе изнаменателе. Мы снимаем эти трудности ианализируем одновременно M, w, G в зависимостиот способа повышения прибыли на акционерныйкапитал. Рассмотрим для определенностиувеличение объема продаж на величину R.

Известно, что чистую прибыль можновычислить по формуле

Здесь P — цена единицы товара, Q —объем продаж, Jпер — переменные издержки,Jпост — постоянные издержки. Обозначим через Jпол = Jпер + Jпост .При этом формула (1) может быть записана в виде

Предлагаемый нами метод изучениядохода на акционерный капитал основан наприменении анализа функций несколькихпеременных; ведь R = R (P, Q, Jпол, A, a). В своюочередь, аргументы функции R могут не толькозависеть друг от друга, но и от других переменных.Так, например, P = P (Q), Jпол =J (Q), активы делятсяна основной и оборотный капитал. Во многихкомпаниях оборотный капитал составляет основнуюдолю активов компании, а его структура отлична отоптимальной. В каждом конкретном случае можнодостаточно легко выявить все или почти всевозможные зависимости с необходимой степеньюточности и включить их в общую формулу.

Производители обычно считают, что рациональное решение проблемы повышения прибыли заключается в увеличении объема продаж. Частная производная

Формула (3) может быть записана в виде

Проанализируем формулу (5).

I. Предположим, что увеличение объема продаж происходит в ситуации, когда остаются неизменными величины P, Jпол, A, a, т. е. изменяется только Q. Тогда

Формула (6) дает возможность подсчитатьизменение дохода на акционерный капитал приизменении Q на единицу выбранного для негомасштаба. При этом

Здесь Q0 и A0 , J 0пол вычисляются при объеме продаж до его изменения. Далее понятно, что при больших значениях Q0 и A0 R изменяется мало, даже если Q будет составлять величину порядка нескольких процентов (3—5%).

II. Пусть при увеличении объеманесколько падает цена, тогда формула (5)перепишется в виде

В этом случае

Поскольку P < 0, то увеличение дохода на акционерный капитал изменяется до величины, определяемой формулой (9).

Аналогично можно увеличивать или уменьшать любые переменные, входящие в R, и получать изменение дохода на акционерный капитал. Рассмотренный метод, на наш взгляд, может эффективно применяться не только на стадии кратковременного увеличения прибыли, но и в долгосрочном планировании работы компании. Так, например, в реальной долгосрочной ситуации при изменении объема продаж меняются и цены на товар, и полные издержки. При этом можно определить наибольшие значения коэффициентов R, которых может достичь компания, не меняя своей стратегии, — достаточно приравнять к нулю . Из (5) следует, что объем продаж, обеспечивающий наибольшее значение R, находится из уравнения

При этом считаем, что активы иакционерный капитал остаются неизменными.

Если наибольшее значение R насустраивает в долгосрочной перспективе работыкомпании, то мероприятия краткосрочного периодапомогут нам оставаться процветающей фирмой и надолгосрочном промежутке. В противном случаенужна корректировка стратегического планаразвития фирмы.

Основная задача этой работы —предоставить практическое руководство,необходимое для принятия решений повосстановлению прибыльности компании инормализации движения денежных средств. К томуже в рамках изложенной методики можно оценить идолгосрочную маркетинговую деятельность фирмы.

Мы рассмотрели в качестве примера лишьнесколько возможностей применения анализаосновной финансовой задачи. Понятно, что в каждомслучае практического применения методанеобходимо иметь реальные зависимости, которые,естественно, могут быть сложнее рассмотренныхнами выше.

В заключение хотелось бы обратиться ковсем представителям фирм, которыезаинтересовались нашим исследованием:консультации и адаптированные компьютерныепрограммы для конкретных задач, стоящих передкомпанией, могут быть предоставлены авторомнастоящей работы.

Приложение

 

Рассмотрим применение нашего подходаи связанные с ним ограничения на примере двухфирм — X и Y.

X — производит химикатыпромышленного назначения.

Y — выпускает фармацевтическиепрепараты.

Проблемы X начались после того, каккомпании не удалось адаптироваться к изменениямрыночной среды, что привело к уменьшению ее долина рынке и прибыли. Анализ развития рынкамедицинских услуг, на котором работает фирма Y, позволяетее менеджерам предсказать снижение объемовпродаж на ближайшее время. Проблема, с которойстолкнулась фирма Y, весьма серьезна.Поскольку кризис компаний X и Y внаибольшей степени отражается на показателеприбыли от продаж, то рассмотрим возможности егоповышения.

В таблицах 1 и 2 представлен отчет оприбылях и убытках фирм X и Y.

Таблица 1

 

Таблица 2

 

— изменения (в %), влияющие на прибыль компаний;

Таблица 3

 

 Достаточно бегло взглянуть натаблицу 3, чтобы убедиться в ее огромныхвозможностях при работе менеджеров надповышением показателя прибыли от продаж. Так,например, уменьшение прибыли, связанное суменьшением объема продаж фирмы X, может бытьдостаточно легко компенсировано за счетсокращения переменных издержек или увеличенияцены. Однако при увеличении цены мы должныучитывать ценовую эластичность. Так, при ценовойэластичности, удовлетворяющей неравенству

прибыль фирмы X будет меньше, чем доповышения цены. Фирма Y очень болезненнореагирует на уменьшение объема продаж. Онадолжна компенсировать уменьшение прибыли засчет сокращения постоянных издержек (оченьэффективно) либо за счет повышения цены, но приусловии, что ценовая эластичность не меньше –1.Далее, итоговая таблица 3 дает возможностьоценить увеличение прибыли за счет следующихизменений переменных факторов (при этомдостаточно подставить вместо процентов любоезначение, соответствующее величине ихуменьшения или увеличения):

1. Сокращение постоянных издержек.

 

Как показывает таблица 3, сокращение постоянных издержек при  = 6% приводит к повышению прибыли компании X на 2,7 млн. у.е., или на 35%, компании Y — на 7,4 млн. у.е., или на 72%. Поскольку на фирме Y на постоянные издержки приходится значительная доля общей стоимости продукции, их небольшое снижение приносит огромный эффект; так, для того чтобы добиться 100%-ного увеличения прибыли в компании Y, нужно сократить постоянные издержки на 8%.

2. Сокращение переменных издержек.

 

Объем переменных издержек прямопропорционален объему продаж. В компаниях,переживающих кризис (таких как фирма), ихснижение обычно является единственным способомувеличения прибыли. Так, 6%-ное сокращениепеременных издержек в компании X приведет кповышению прибыли более чем на 100% (точнее, на 102%).На фирме Y доля данных издержек невелика, ипоэтому эффект менее значителен. Так, сокращениепеременных издержек на 10% увеличит прибыль чутьболее чем на 20%.

3. Увеличение объема продаж

 

Если фирма X увеличит объем продажна 7%, то прибыль возрастет на 48%, а в фирме Y —на 115%. Однако проблема заключается в том, чтоувеличение объема продаж должно происходить безснижения цен. Если фирма X снизит цены на 1%, аобъем продаж увеличится на 4%, то прибыльвозрастет менее чем на 3%. Если же фирма Y снизитцены на 1%, а объем продаж на 4%, то ее прибыльувеличится на 47%.

4. Повышение цен

 

Наибольшее воздействие на прибыльоказывает повышение цен на товары фирмы.Увеличение цены на 6% у фирмы X при неизменномобъеме продаж увеличит ее прибыль на 11 млн. у.е., ау фирмы Y — на 11,5 млн. у.е. Если же увеличениецены на 6% ведет к уменьшению продаж, например, на3%, то объем прибыли возрастет у фирмы X на 9млн. у.е., а у фирмы Y — на 6 млн. у.е.

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».