Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2002 год | Статьи из номера N2 / 2002

Налоговый менеджмент и его эффективность

Хотинская Г.И.,

Налоговый менеджмент — новая дляРоссии теоретическая и практическая областьзнаний, появившаяся на рубеже веков. По аналогиис финансовым менеджментом налоговый менеджментвозник первоначально в хозяйственной среде, т.е.в практической действительности, и лишьвпоследствии появились попытки теоретическогообобщения и развития этой области знаний. Первойтеоретически подкрепленной работой поналоговому менеджменту стала книга Д.Ю. Мельникас одноименным названием, вышедшая в издательстве«Финансы и статистика» в 1999 г.

Вместе с тем до настоящего времени публикации по налоговому менеджменту в большинстве своем сводятся к способам ухода от налогов, а налоговый менеджмент — к налоговому планированию1, что заведомо сужает сферу его действия. Широко распространена точка зрения, сводящая налоговый менеджмент к операциям с оффшорами, означающая лишь нелегальный или полулегальный варианты развития этой управленческой функции. И наконец, налоговый менеджмент в ряде публикаций ограничивается задачей минимизации налогообложения, причем любыми средствами, что также неприемлемо, так как уменьшение одних налогов зачастую означает увеличение других, а минимизация налогов любыми средствами приводит к санкциям и даже уголовной ответственности.

Сравнительная молодость для нашей страны этойтеоретической и практической области знаний, атакже специфика национального налоговогозаконодательства и обусловленная этимневозможность трансформации в отечественнуюэкономику зарубежного опыта в областиналогового менеджмента объясняют недостатокэкономической литературы по данному кругупроблем, отсутствие единого подхода к этойфункции внутрифирменного управления в имеющихсяпубликациях и не сложившийся еще понятийныйаппарат дисциплины.

Налогам отводится важнейшая роль в функционировании любого национального государства. Выполняя распределительную, стимулирующую, регулирующую и фискальную функции, налоги позволяют сдерживать инфляцию в периоды ее интенсивного роста (кейнсианская модель встроенных стабилизаторов)2, бороться с так называемыми провалами рынка3, обеспечивать экономическую поддержку развития в периоды кризиса, финансировать капиталовложения в непривлекательные для частного капитала сферы.

Вместе с тем чрезвычайно сложно создать справедливую налоговую систему — хотя бы потому, что до сих пор не установлено само определение справедливой лепты. Кроме того, практически ни одно государство не смогло добиться точного и справедливого распределения ресурсов из «общего котла»: бюджетные расходы — их цели, размеры и направления по адресатам — вызывают разногласия среди всех налогоплательщиков. И наконец, любой бизнес существует не ради налогов, а в целях извлечения прибыли, и налоги при этом существенно корректируют практически все управленческие решения4. Поэтому при всей значимости этой доходной статьи национальных бюджетов система налогообложения объективно порождает стремление оптимизировать налоги и, как следствие, налоговый менеджмент.

Налоговый менеджмент выполняетспецифическую функцию в системе управленияхозяйствующего субъекта и являются в силу этогоодной из подсистем внутрифирменного(корпоративного) менеджмента. Его можноохарактеризовать как управление налогамипредприятий-налогоплательщиков, регулирующее ихфинансовые взаимоотношения с государством впроцессе перераспределения доходовхозяйствующих субъектов и формирования доходовбюджета.

Предметом налогового менеджментаявляются налоговая политика, определяющаяуровень налогообложения, и ее практическаяреализация.

Основным объектом налоговогоменеджмента являются хозяйствующиесубъекты—налогоплательщики.

Информационная база налоговогоменеджмента формируется в системе финансового,налогового и управленческого учета. Это, вчастности, обусловливает тесную взаимосвязьналогового менеджмента с такими подсистемамиуправления, как финансовый менеджмент,бухгалтерский учет, управление затратами.

В мировой практике сложился ряд доктрин, на которых строится система налогообложения, применяемых в той или иной степени во всех национальных системах налогообложения и во многом определяющих принципы построения налогового менеджмента. Начиная с Адама Смита (1776) четырьмя основными доктринами налогообложения считаются5:

  • справедливость, т.е. возложение одинаковой налоговой обязанности на лиц с одинаковым доходом (горизонтальная справедливость) и возложение налоговой обязанности в пропорции к доходу (вертикальная справедливость); при этом принцип горизонтальной и вертикальной справедливости распространяется не только на доход, но и на потребление;

  • определенность, означающая, что для налогоплательщика не должно быть неопределенности и сомнений в выявлении и расчете подлежащих уплате налогов;

  • удобство и простота определения налоговой обязанности, трансформирующиеся в современной действительности в право налогоплательщика выбирать наиболее приемлемую для него учетную политику, а также малое предпринимательство с упрощенными и благоприятными налоговыми правилами;

  • эффективность и нейтральность, означающие, что налоги должны быть нацелены на деятельность в целом, а не на конкретного субъекта предпринимательства, при этом их негативное влияние на принятие налогоплательщиками решений должно быть минимальным и с точки зрения административных расходов, и с точки зрения потерь; развитие этой доктрины привело к формулированию «кривой Лаффера» — 34% налоговых изъятий, после которого возрастание уровня налогообложения ведет к снижению налоговых поступлений.

Помимо классических доктрин налогообложения и указанных выше их современных трансформаций широкое распространение в мире получила так называемая доктрина Хэйг-Саймонс6, предполагающая, что базой налогообложения может быть либо доход, либо потребление. В силу этого в большинстве налоговых систем мира существуют налоги на доход (например, налог на прибыль) и налоги на потребление (например, НДС и налог с продаж). Ниже приведены основные аргументы сторонников налогообложения доходов и сторонников налогообложения потребления7.

Помимо вышеперечисленного в современной мировой практике применяется доктрина «срывания корпоративной маски», означающая, что акционер компании несет ответственность за ее деятельность, если фактически руководит этой деятельностью. Поскольку крупные акционеры в большинстве случаев обладают возможностью направлять деятельность компании, их действия могут быть с особой тщательностью проверены налоговыми органами в случае подозрения, что такие действия имеют исключительно налоговую направленность. Поскольку заработная плата и дивидендные выплаты имеют, как правило, различный режим налогообложения, доктрина «срывания корпоративной маски» предполагает, что они могут сравниваться между собой, а также с объемами функций каждого работника и работающего акционера. При этом сравнение (тестирование) проводится по следующим тестам: роль в компании, сравнение с подобными компаниями, характер и финансовое состояние компании, «конфликт интересов», внутренняя последовательность.

И наконец, получившая широкое распространение доктрина экономической сущности основывается на следующих аргументах: поскольку бизнес делается не ради налогов, а ради прибыли, любые сделки, операции и иные действия налогоплательщика должны преследовать цель извлечения дополнительной прибыли. Отсутствие такой цели у сделки означает ее оспоримость. Исключением из этого правила являются благотворительные пожертвования. Однако и в отношении их налоговое право устанавливает ограничения, например лимит вычетов по сумме или в процентном отношении к прибыли.

Перечисленные выше доктрины в той илииной мере применяются в отечественной налоговойпрактике. В рамках же налогового менеджмента ониучитываются, зачастую интуитивно, но главнымобразом с использованием наиболее выгодныхаргументов оппонентов, с фокусированиемвнимания на различиях в подходах. И наконец,наличие собственной концептуальной основы вналоговой практике придает завершенностьналоговому менеджменту как теоретической ипрактической области знаний.

Как было отмечено ранее, отечественныйналоговый менеджмент — специфическаяподсистема внутрифирменного управления. Этообъясняется рядом обстоятельств.

Во-первых, большинство российскихналоговых реалий не являются отечественнымизобретением ввиду относительной молодостифедеральной налоговой системы. Вместе с тем вналоговом менеджменте меньше, чем в какой-либодругой области, возможно заимствованиезарубежных способов и приемов.

Во-вторых, молодость отечественнойналоговой практики отражается на деятельностироссийских судов, которые в спорных ситуацияхпринимают решения на основе анализазаконодательства и конкретных норм узкогодействия, в то время как зарубежные суды(например, в США и Великобритании) чащеанализируют сущность отношений, операций,бизнеса в целом.

В-третьих, эта область знанийчрезвычайно изменчива, что связано сизменчивостью налогового законодательства.

В-четвертых, сложившиеся налоговыереалии (двусмысленность и противоречивостьправовых норм, а также практика обратной силы,заметно утерявшие в последние годы свои позиции,но не истребленные полностью) не способствуютстабильности предпринимательской деятельности,в то же время создают большое поле деятельностидля налогового менеджмента.

В-пятых, парадоксы российской деловойкультуры обусловливают противоречивостьотечественного налогового менеджмента: с однойстороны, целью бизнеса является прибыль, с другойстороны, в отечественной практикепредпринимаются немалые усилия для минимизацииприбыли с целью минимизации налоговых издержек.

В-шестых, налоговый менеджмент долженисходить из тесной взаимосвязи налогов иучитывать их сбалансированность: уменьшениеодних налогов зачастую приводит к увеличениюдругих и наоборот (например, уменьшение НДСспособствует увеличению налогооблагаемой базыпо прибыли).

В-седьмых, официальная российскаястатистика не отличается достоверностью в силувысокого удельного веса теневых операций, в нейне отражаемых. Вследствие этого для целейналогового менеджмента практическибессмысленны межхозяйственные сравнения поофициальным данным; сравнительные оценки ирасчет ориентировочных коэффициентов пореальным оборотам не представляются возможнымина сколько-нибудь представительной выборке из-законфиденциальности этой информации.

Учитывая, что предпринимательскаядеятельность осуществляется не ради налогов, аради прибыли, результатом налоговогоменеджмента должна быть оптимизация общегоуровня налоговых издержек. В мировой практикеизвестны три возможных варианта налоговойполитики предприятия:

  • нелегальная, предполагающая уклонение от уплаты налогов на основе сознательного использования уголовно наказуемых методов учета доходов и имущества и намеренного искажения бухгалтерской и налоговой отчетности;

  • легальная, основанная на корректировке хозяйственной деятельности и методов ведения учета и использовании возможностей, предоставленных законодательством;

  • полулегальная, использующая коллизии, недоработки и противоречия действующих законов и подзаконных актов.

Наиболее цивилизованным способомоптимизации налогового менеджмента следуетпризнать второй вариант. При этом в рамкахданного варианта оптимизации налоговогоменеджмента можно выделить внешние и внутренниефакторы (см. рис. 1).

Из совокупности приведенных внешнихфакторов, по мнению автора, наибольший интерес впрактическом плане представляет системаналогообложения.

Факторы оптимизации налогового менеджмента

 Рис. 1. Факторы оптимизации налогового менеджмента

Обзор применяемых систем налогообложения, особенности уплаты налогов и их совокупный уровень в каждой системе, их динамическая оценка, сопоставление между собой и расчет стартовой эффективности позволяют разработать достаточно универсальные практические рекомендации для широкого круга пользователей. Остальные внешние факторы оптимизации налогового менеджмента (выбор юрисдикции, организационно-правовой формы, состава учредителей, вида деятельности и стратегии) не поддаются обобщению, индивидуальны в каждом конкретном случае и могут рассматриваться главным образом в консалтинговой практике. К тому же в экономической литературе, как правило, системы налогообложения рассматриваются каждая в отдельности. Полномасштабная же сравнительная оценка систем налогообложения современными авторами либо не предпринимается вообще, либо датируется изданиями пятилетней давности8, что не может считаться актуальным на данный момент, так как применяемые ныне системы налогообложения претерпели с тех пор существенные изменения. Кроме того, в имеющихся публикациях не определяется стартовая эффективность систем налогообложения, тогда как именно показатели эффективности позволяют оценить налоговый потенциал каждой системы и являются наиболее весомым аргументом в пользу выбора той или иной системы налогообложения.

Эффективность налогового менеджментаопределяется с помощью ряда коэффициентов, общаясхема расчета которых предусматривает отношениесовокупности налоговых издержек или отдельныхсоставляющих к объему продаж, себестоимости илиприбыли. Показатели могут рассчитываться как вдолях единицы, так и в процентах. Совокупностьпоказателей эффективности налоговогоменеджмента приведена в таблице 1.

Таблица 1

Показатели эффективности налоговогоменеджмента

 

Показатели эффективности налогового менеджмента

1 В налоговые издержки следует включать как косвенные налоги на доходы в размере сумм к доплате, то есть с учетом возмещаемых сумм, так и налоги, относимые на затраты и финансовые результаты, включая чистую прибыль.

2 В объем продаж, как результирующий показатель деятельности организации, следует включать выручку от реализации товаров, работ и услуг и полученные от покупателей суммы косвенных налогов — НДС и налога с продаж.

3 В оборотные налоговые издержки следует включать как косвенные налоги на доходы, являющиеся по своей природе оборотными, т.е. начисляемыми с оборота, так и дорожный налог, облагаемой базой по которому является выручка от реализации товаров, работ и услуг.

4 Объем продаж, очищенный от косвенных налогов на доходы — налога с продаж, акцизов, НДС.

5 В расчете может использоваться любой из показателей прибыли (операционная, налогооблагаемая, чистая и др.).

 Приведенные выше показателивсесторонне характеризуют эффективностьналогового менеджмента. Однако в силуособенностей отечественной хозяйственной среды,сформулированных ранее, невозможно привестирекомендуемые значения всех коэффициентов.Оценка эффективности возможна лишь на основединамических расчетов, позволяющих выявитьтенденции для каждой конкретной организации.

Вместе с тем в отношении показателя «налогоемкость продаж» специалист по налоговому планированию А. Васильев приводит следующую оценочную шкалу9:

  • если значение показателя составляет не более 20%, то налоговое планирование может быть ограничено рамками четкого ведения бухгалтерского учета и внутреннего документооборота, использованием прямых льгот и самообразованием главного бухгалтера;

  • в интервале 20—45% налоговое планирование должно стать частью общего финансового управления и контроля, для чего требуется привлечение специально подготовленного персонала или участие внешних налоговых консультантов (аудиторов);

  • в интервале 45—70% налоговое планирование должно стать важнейшим элементом стратегического планирования, необходимы обязательный налоговый анализ и экспертиза организационных, юридических и финансовых мероприятий и инноваций, вероятнее всего потребуется сотрудничество с профессиональными налоговыми консультантами, а также юристами, специализирующимися в области налогообложения и налогового права;

  • если показатель превышает 70%, вряд ли бизнес целесообразен в дальнейшем.

Итак, как было отмечено ранее, одним изважнейших факторов, определяющих эффективностьвнутрихозяйственного налогового менеджмента,является система налогообложения. Вотечественной практике известны четыре основныесистемы налогообложения:

  • наиболее распространенная система налогообложения, предусматривающая уплату основных налогов и сборов (НДС, социального и дорожного налогов, налогов на имущество и рекламу, налога на прибыль и т.д.), которая не имеет своего наименования; назовем ее стандартной системой налогообложения;

  • упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства;

  • система налогообложения индивидуального предпринимательства;

  • система налогообложения вмененного дохода.

Сравнительная оценка системналогообложения

Перечисленные системыналогообложения характеризуются рядомпараметров, в числе которых налоговое поле,порядок взимания системообразующих налогов илогика формирования финансового результата.Каждая из перечисленных систем содержитразличный потенциал налоговых изъятий, которыйнеобходимо оценить с помощью перечисленныхранее показателей. К тому же 2001—2002 гг.ознаменованы началом реформированияотечественной системы налогообложения. Поэтомубольшой практический интерес представляетсравнительная оценка не только действующихсистем налогообложения между собой, но идинамическая их оценка — до и послереформирования налогообложения.

Оценку эффективности системналогообложения выполним по следующемуалгоритму:

1) используем единые исходные данные пообъему продаж и отдельным операционным затратами внереализационным расходам;

2) выполним расчет по всей совокупностиналогов, установленных для той или иной системыналогообложения, в соответствии с действующимиправилами определения финансового результата;

3) для обеспечения полной сопоставимости и вцелях упрощения в расчетах сделаны четыредопущения: применение налога с продаж по ставке 5%со всего оборота, неприменение пониженных ставоксоциального налога, а также исходнаяпредпосылка, что все хозяйствующие субъектыявляются рекламодателями и у них нет прочихдоходов, а прочие расходы сводятся к налогам,относимым на финансовые результаты;

4) итогом расчета является финансовыйрезультат (чистая прибыль, чистый доход),остающийся в распоряжении хозяйствующегосубъекта, с одной стороны, и совокупность налогови сборов, подлежащих уплате в бюджет ивнебюджетные фонды, с другой стороны;

5) на основе полученных результатоврассчитаем и сопоставим показателиэффективности налогового менеджмента;

6) учитывая, что системаналогообложения вмененного дохода основываетсяне столько на распределении объема продаж,сколько на определении потенциально возможногодохода в зависимости от вида деятельности,площадей, грузоподъемности и других натуральныхвеличин, эта система налогообложения выпадает изсравнительного анализа.

Рассмотрим формирование финансовогорезультата на условных цифрах при различныхсистемах налогообложения, начав со стандартнойсистемы. В качестве исходных данных используем:

  • объем продаж — 252 000 тыс. руб.;

  • фонд оплаты труда — 50 000 тыс. руб.;

  • материальные и приравненные к ним затраты в виде расчетов с поставщиками — 120000 тыс. руб., включая НДС, в том числе реклама (с НДС) — 15 000 тыс. руб.;

  • налог на имущество — 2000 тыс. руб.

Таблица 2

Расчет финансового результата при стандартной системе налогообложения (до реформы)

(тыс. руб.)

Расчет финансового результата при стандартной системе налогообложения

* Общая сумма 120 000 тыс. руб. разделена на НДС, оплаченный поставщиком и предъявляемый в зачет бюджету, в размере 20 000 тыс. руб. и оставшуюся сумму, относимую на затраты (120 000 — 20 000).

** В соответствии с зачетной схемой, применяемой по налогу на добавленную стоимость, НДС начисленный уменьшается на суммы НДС, оплаченные поставщиком.

*** Объектом обложения налогом на рекламу являются соответствующие расходы в части, относимой на затраты, т.е. без налога на добавленную стоимость.

Таблица 3

Расчет финансового результата при стандартной системе налогообложения (после реформы)

(тыс. руб.)

Расчет финансового результата при стандартной системе налогообложения

Из расчетов, приведенных в таблицах 2 и3, видно, что совокупный уровень налоговыхизъятий после реформирования налоговой системыуменьшился на 10%, а финансовый результат — чистаяприбыль, остающаяся в распоряжении организации,— увеличился в полтора раза.

Рассмотрим тенденции изменениясовокупных налоговых издержек и финансовогорезультата для упрощенной системыналогообложения, учета и отчетности длясубъектов малого предпринимательства. Какизвестно, данный налоговый режим допускает дваварианта налогообложения:

  • взимание единого налога в размере 10% от валовой выручки;

  • взимание единого налога в размере 30% от совокупного облагаемого дохода.

Таблица 4

Расчет финансового результата для упрощенной системы налогообложения (до реформы) при едином налоге от валовой выручки

(тыс. руб.)

Расчет финансового результата для упрощенной системы налогообложения (до реформы) при едином налоге от валовой выручки

Таблица 5

Расчет финансового результата для упрощенной системы налогообложения (после реформы) при едином налоге от валовой выручки

(тыс. руб.)

Расчет финансового результата для упрощенной системы налогообложения (после реформы) при едином налоге от валовой выручки

Как видно из таблиц 4 и 5, при данномналоговом режиме существенных изменений непроизошло. Упрощенная система налогообложения,учета и отчетности оказалась затронутаналоговой реформой лишь в связи с вводом в 2001 г.социального налога взаимен платежей вовнебюджетные фонды (Пенсионный фонд, Фондсоциального страхования, Фонд обязательногомедицинского страхования, Фонд занятости).

Рассмотрим второй вариантналогообложения для упрощенной системы.

Таблица 6

Расчет финансового результата для упрощенной системы налогообложения (до реформы) при едином налоге от совокупного дохода

(тыс. руб.)

Расчет финансового результата для упрощенной системы налогообложения (до реформы) при едином налоге от совокупного дохода

Таблица 7

Расчет финансового результата для упрощенной системы налогообложения (после реформы) при едином налоге от совокупного дохода

(тыс. руб.)

Расчет финансового результата для упрощенной системы налогообложения (после реформы) при едином налоге от совокупного дохода

Как видно, и в данном случае измененияв результате реформы налогообложения в сторонупонижения совокупного уровня налоговых издержекнаблюдаются, однако они несущественны и явилисьследствием ввода в действие единого социальногоналога.

В системе налогообложенияиндивидуальных предпринимателей,зарегистрированных без образованияюридического лица, финансовый результатпредставлен в виде предпринимательского дохода,а основной акцент в налогообложении делается наподоходный налог с физических лиц. Причемзаконодательством предусмотрен различный режимналогообложения для фонда оплаты труда наемныхработников и налогообложения личного доходапредпринимателя. Обеспечение сопоставимостиоценки данной системы налогообложения спредыдущими расчетами обусловливаетнеобходимость включения в них 50000 тыс. руб. в видерасходов на оплату труда наемных работников.Рассчитаем финансовый результат для этойсистемы налогообложения по использованномуранее алгоритму, т.е. до (см. табл. 8) и после (см.табл. 9) изменения налогового законодательства.Заметим, что эту систему налогообложения болеевсего затронула реформа, так как в составналогового поля индивидуальногопредпринимателя с 2001 г. включен налог надобавленную стоимость, а также введена единаяставка подоходного налога вместо действовавшейранее прогрессивной шкалы.

Таблица 8

Расчет финансового результата для системы налогообложения индивидуальных предпринимателей (до реформы)

(тыс. руб.)

Расчет финансового результата для системы налогообложения индивидуальных предпринимателей

* Индивидуальным предпринимателям не вменяется в обязанность регистрироваться в Фонде занятости, поэтому не рассчитываются страховые взносы на эти цели. Что касается регистрации в Фонде социального страхования, то она производится по усмотрению предпринимателя; большинство из них регистрацию в этом Фонде не проходят и, соответственно, страховые платежи в Фонд социального страхования не производят.

** В данном случае не применяется НДС, вся сумма расхода на рекламу, включая оплаченный поставщику НДС, относится на затраты и, следовательно, 15 000 тыс. руб. облагаются налогом на рекламу.

Таблица 9

Расчет финансового результата для системы налогообложения индивидуальных предпринимателей (после реформы)

(тыс. руб.)

Расчет финансового результата для системы налогообложения индивидуальных предпринимателей (после реформы)

Система налогообложенияиндивидуального предпринимательства, как видноиз расчетов, была наиболее выгоднапредпринимателям с позиции финансовогорезультата (около 34 млн. руб.) до реформыналогообложения. В 2001 г. ситуация значительноизменилась (финансовый результат уменьшился до 20млн. руб.), главным образом за счет появленияналога на добавленную стоимость.

Сведем результаты расчетов в единуютаблицу (см. табл. 10).

Таблица 10

Динамическая оценка системналогообложения (в абсолютных цифрах)

(тыс. руб.)

Динамическая оценка систем налогообложения (в абсолютных цифрах)

В наиболее общем виде динамическуюоценку систем налогообложения на основеприведенных данных можно свести к следующему:

  • при всех системах налогообложения (за исключением индивидуального предпринимательства) наблюдается сокращение общего уровня налоговых издержек и, соответственно, увеличение финансового результата, остающегося в распоряжении предприятия (организации) или предпринимателя;

  • наибольший эффект в плане увеличения финансового результата и уменьшения совокупных налоговых обязательств в результате налоговой реформы наблюдается при стандартной системе налогообложения;

  • заметное увеличение налогового бремени наблюдается при системе налогообложения индивидуального предпринимательства, что выводит эту систему налогообложения из разряда приоритетных.

На основе данных таблицы 10 рассчитаемстартовую эффективность систем налогообложенияв соответствии с приведенными ранеепоказателями эффективности налоговогоменеджмента. Учитывая, что не ко всем системамналогообложения применимы такие понятия, какзатраты и прибыль, ограничим расчет показателями«общий коэффициент эффективностиналогообложения» и «налогоемкость продаж» (см.табл. 1). При этом в числителе первого показателяиспользуем финансовый результат, рассчитанныйранее.

Таблица 11

Сравнительная оценка системналогообложения

(процентов)

Сравнительная оценка систем налогообложения

Рассчитанные выше коэффициентыпозволяют сделать выводы о стартовойэффективности основных систем налогообложения:

  • по соотношению финансового результата и совокупных налоговых обязательств (общий коэффициент эффективности налогообложения) приоритетной с позиции налогового менеджмента является упрощенная система налогообложения, особенно ее разновидность, предусматривающая уплату налога в размере 10% от валовой выручки, где финансовый результат (чистый доход, остающийся в распоряжении организации/предпринимателя10) при прочих равных условиях соизмерим с совокупностью налоговых обязательств;

  • по удельному весу совокупных налоговых обязательств в объеме продаж (налогоемкость продаж) также наиболее выгодной с позиции налогового менеджмента является упрощенная система (разновидность налогообложения от валовой выручки), так как в этом случае совокупность предусмотренных налогов и сборов составляет менее 1/5 от объема продаж;

  • наиболее обременительной с позиции налогового менеджмента была до реформы стандартная система налогообложения — самая распространенная в настоящее время, однако с уменьшением ставки налога на прибыль в 2002 г. с 35 до 24% стартовая эффективность стандартной системы налогообложения возрастает, что делает ее более привлекательной по сравнению с системой налогообложения индивидуального предпринимательства;

  • характерно, что по показателю «налогоемкость продаж» все системы налогообложения близки к нижней границе совокупного уровня налоговых издержек по шкале А. Васильева. Это позволяет сделать непривычный для отечественного обывателя вывод о том, что складывающаяся в настоящее время в стране налоговая система является одной из наиболее либеральных в Европе.

Итак, наиболее приоритетной с позицииналогового менеджмента в настоящее времяявляется упрощенная система налогообложения,учета и отчетности для субъектов малогопредпринимательства. Преимущества упрощеннойсистемы налогообложения могут быть обобщеныследующим образом:

  • упрощенные учет и отчетность, возможность оформлять хозяйственные операции без жестких требований бухгалтерского учета, действующего (и меняющегося) Плана счетов, метода двойной записи, что весьма актуально в условиях малых предприятий с характерными кадровыми проблемами, а также отсутствие необходимости в ведении книги покупок и книги продаж11, что существенно снижает трудоемкость учетных процедур;

  • возможность применения этой системы налогообложения и юридическими лицами, и предпринимателями, зарегистрированными без образования юридического лица; при переводе предпринимателей на упрощенную систему отпадают обязательства по уплате налога с продаж и налога на добавленную стоимость, налога на рекламу, а также подоходного налога;

  • нейтральность к наличным продажам: наличные (и приравненные к ним) продажи, как известно, являются объектом обложения налогом с продаж, а этот налог при упрощенной системе не предусмотрен;

  • индифферентность к дорогостоящим рекламным кампаниям, так как в данном случае не возникает налог на рекламу и отсутствует понятие «прибыль», соответственно, не возникает необходимость корректировать налогооблагаемую прибыль на суммы превышения нормативов на рекламу и другие нормируемые расходы;

  • высокая стартовая эффективность этой системы налогообложения (при едином налоге 10% от валовой выручки общий коэффициент эффективности налогообложения составляет 91%, а налогоемкость — 17%, при едином налоге 30% от совокупного облагаемого дохода эти показатели составляют 58 и 20,7% соответственно).

Перечисленные преимуществаупрощенной системы делают ее особеннопредпочтительной для предприятий с высокимуровнем наличных продаж и широко применяющих всвоей деятельности рекламу. Из двух вариантовупрощенной системы с точки зрения стартовойэкономической эффективности наилучшимипоказателями обладает вариант с 10%-нымналогообложением валовой выручки. Однакоследует иметь в виду, что выбор вариантаналогообложения производится не хозяйствующимсубъектом, а налоговой службой.

К недостаткам упрощенной системыналогообложения, учета и отчетности можноотнести:

  • авансовые налоговые платежи в виде оплаты стоимости патента до осуществления хозяйственных операций и получения прибыли;

  • установленные законодательством ограничения при переводе на данную систему налогообложения: перейти на эту систему могут организации с предельной численностью работающих до 15 человек при условии, что за отчетный год совокупный размер валовой выручки не превысил у них стотысячекратного минимального размера оплаты труда, существуют также ограничения по видам деятельности. Действие упрощенной системы налогообложения не распространяется на профессиональных участников рынка ценных бумаг, предприятия игорного и развлекательного бизнеса и некоторые другие, для которых Министерством финансов Российской Федерации установлен особый порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности;

  • возможность перевода на систему налогообложения вмененного дохода в том случае, если в регионе вводится этот налоговый режим и он распространяется на данный вид деятельности.

Продолжение в следует

 

1. См.: Медведев А.Н. Как планировать налоговые платежи. — М.: ИНФРА-М, 1996.; Кожинов В.Я. Налоговое планирование. — М.: Федеративная Книготорговая Компания, 1998; Петров И.В. Налоговое планирование — метод формирования финансовых ресурсов коммерческих организаций (на примере предприятий пищевой промышленности Краснодарского края): Дисс. ... канд. экон. наук. — Краснодар, 2000; Белянская О.В. Налоговое планирование на предприятиях (теоретико-методологический аспект): Дисс. ... канд. экон. наук. — М., 2000; Козенкова Т.А. Влияние налогового планирования на финансовый результат деятельности организации: Дисс. ... канд. экон. наук. — М., 2000.

2. Abel I., Siclos P.L., Szekely I.P. Money and Finance in the Transition to a Market Economy. Edward Elgar Publishing Ltd., 1998. — Р. 16—62.

3. Причиной подобных провалов считается неспособность рынка функционировать самостоятельно и эффективно без государственного вмешательства в связи с объективным порождением монополий, наличием общественных товаров и услуг, например обороны и общественной безопасности, а также из-за отсутствия достаточной информации.

4. См.: Мельник Ю.Д. Налоговый менеджмент. — М.: Финансы и статистика, 1999. — С. 13.

5. Smith A. The Wealth of Nations. — Cannan ed., Methuen, 1950.

6. Simons H.C. Personal Income Taxation: The Definition of Income As a Problem of Fiscal Policy. — Chicago, 1938.

7. Мельник Д.Ю. Указ. соч. С. 68—69.

8. См.: Медведев А.Н. Указ. соч.

9. Васильев А. Налоговое планирование: быть или не быть // Электронный журнал «7 Статей. Ру». — 12.09.2000, 15.09.2000, 19.09.2000.

10. Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности, как было отмечено ранее, может применяться и предпринимателями, зарегистрированными без образования юридического лица.

11. Это объясняется тем, что хозяйствующие субъекты, переведенные на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, не являются плательщиками налога на добавленную стоимость.

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».