Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2002 год | Статьи из номера N1 / 2002

Экономические модели Василия Леонтьева

Бункина М.К., Семенов В.А.,

В честь 100-летнего юбилея врученияНобелевской премии, мы публикуем материал овеликом экономисте нашей эпохи.

Приезжая в Россию, Василий Васильевич Леонтьев обязательно навещает Санкт-Петербург, город, в котором он родился в 1906 г. и провел первые 19 лет жизни. В беседах профессор Леонтьев часто вспоминает февраль и октябрь 1917 г., митинг у Зимнего дворца, на котором выступал Ленин. В предисловии к изданной на русском языке книге В.В. Леонтьев пишет: «Возможность поделиться своими мыслями на языке, на котором я слушал лекции и сдавал экзамены в свои студенческие годы семьдесят лет тому назад в здании старой Коммерц-коллегии Петра Великого, дает мне глубокое личное удовлетворение» (Экономические эссе: теории, исследования, факты и политика. М., 1990).

В университете Петрограда Леонтьев изучал философию, социологию и экономические науки (1921—1925 ), затем продолжил образование в Берлине, куда вынужден был поехать на лечение. Василий Васильевич рано начал свою трудовую и преподавательскую деятельность: нужно было добывать средства для жизни за границей. В 1927 г. ему повезло: он стал младшим научным сотрудником известного в научном мире Кильского института мировой экономики. В 1929  г. он уезжает в Китай, приглашенный на должность экономического советника при министерстве железных дорог, в 1931  г. эмигрирует в США.

С этой страной связана вся последующая творческая биография и личная жизнь В. В. Леонтьева. Он стал гражданином США, женился на американской поэтессе Эстелл Маркс. Их дочь Светлана  — профессор истории искусств в Калифорнийском университете. С 1931  г. Леонтьев преподает экономику в Гарвардском университете, становится профессором, а с 1946  г. организует Центр экономического анализа, прославивший впоследствии Гарвардскую экономическую школу. В 1975  г. Василий Леонтьев получает пост директора Института экономического анализа в Ключевая модель «затраты—выпуск» предполагает существование перекрестной зависимости. Если мы вслед за В. В.  Леонтьевым условно разделим экономику на 44 сектора, то обнаружится связь между факторами производства (капитал, труд, услуги, природные ресурсы), с одной стороны, и стадиями производственного процесса, изготовлением промежуточных продуктов, вплоть до конечных товаров, поступающих в потребление,   — с другой. Взаимосвязь секторов можно представить в виде таблицы или баланса, получившего название шахматного (в нашей экономической науке более употребителен термин «межотраслевой баланс»). Вторую ступень модели составляют так называемые «технические коэффициенты» (их около 200). Они выводятся из первой секторальной ступени и представляют количественные и качественные параметры взаимосвязей. Объясняя вторую ступень, В. В.   Леонтьев вспоминает расписание поездов, где указывается, откуда и куда следует состав, время прибытия, встречные станции. Третья, результирующая ступень  — это система уравнений, известная в экономической науке как «инверсия Леонтьева». Система уравнений достаточно сложна и громоздка, но она позволяет ответить на вопрос: сколько требуется затрат каждого сектора, чтобы обеспечить общее приращение валового продукта на один доллар. Вопрос можно сформулировать и иначе: чего и сколько должен затратить каждый из секторов, чтобы увеличить выпуск тех или иных конкретных изделий. Издержки подсчитываются как в материальном, так и в денежном выражениях.

«Инверсия Леонтьева» раскрываетвнутренний механизм экономики, позволяетвыявлять размеры спроса на различные товары и,главное, его перспективы, отрабатыватьквалифицированную экономическую политику. Впроцессе совершенствования и усложнения модели«затраты—выпуск» был создан динамическийвариант системы, учитывавший техническийпрогресс, перестройку промышленности, измененияценовых пропорций. Модель была переведена нагибкие коэффициенты. Эта работа оказалась весьмауспешной еще и потому, что параллельно с научнымпоиском совершенствовалось компьютерноеобеспечение.

Фундаментальными трудами поэкономическому моделированию явилисьпубликации Леонтьева: «Экономиказатрат-выпуска» (1966); «Новый взгляд на экономику»(1967 ); «Экономическая система в эпоху перелома»(1976); «Экономические эссе: теории, исследования,факты и политика» (1977). Последняя извышеперечисленных работ была в 1990  г.опубликована на русском языке.

Шахматные балансы В.  Леонтьевадоказали свою жизнеспособность и применительнок регионам, американским штатам и даже отдельнымгородам. Вместе с тем они были приняты в качествеаналитического метода Всемирным банком приподготовке планов его кредитной деятельности ипредложений по бюджетной политике для стран —членов организации.

Логика исследовательского поиска вывела В.В.Леонтьева на мировой уровень экономики. И сноватворческий гений позволяет сделать открытие.Применяя новую методику, В. В.  Леонтьевдоказывает, что если принять во внимание веськомплекс прямых и косвенных затрат, то экспорт изСША оказывается более трудоемким и менеекапиталоемким, чем импорт, хотя в США квотаинвестиций достаточно высока, да и уровеньзарплаты достаточно высок. Получается, что дляСША выгоднее экспортировать труд иимпортировать капитал. Внешнеторговыепреимущества, известные еще со времен Рикардо,обнаруживают свой условный, относительныйхарактер. «Парадокс Леонтьева» стал источникомновых размышлений и более глубокого анализамировой торговли. В. В.  Леонтьев возглавилгруппу экспертов, подготовивших по заказу ООНдоклад-прогноз «Будущее мировой экономики». Онбыл переведен на русский язык и опубликован у насеще в 1979  г. Исходными для анализа явилисьданные за 1970  г., а в прогнозе давались оценкина 1980, 1990 и 2000  гг. Доклад должен был статьосновой «стратегии развития» и создания новогоэкономического порядка, разрабатывавшихся подэгидой ООН.

Профессор Леонтьев принадлежит кпервому ряду ученых-экономистов, выразившихозабоченность состоянием окружающей среды.Используя опыт моделирования, он показываетвзаимосвязь, существующую между хозяйственнойактивностью и состоянием среды обитания. Еще всвоей Нобелевской лекции, посвященной проблемаммировой экономики в свете шахматных балансов,Леонтьев выделяет загрязнение окружающей средыв самостоятельный сектор шахматного баланса.Задача состояла в доказательстве того, чтовведение строгих мировых стандартов необходимои неизбежно, а с точки зрения экономическойэффективности даст возможность развивающимсястранам заметно повысить занятость, хотя ипотребует некоторых жертв со стороныпотребления. Особым вниманием к экологическомуфактору проникнута и книга «Будущее мировойэкономики».
В работе содержится группировка стран ирегионов, находящихся, судя по основнымэкономическим показателям, на разных ступеняхразвития, и предлагаются два альтернативныхсценария их развития к 2000  г. Предполагалось,например, что разрыв между индустриальноразвитыми и развивающимися странами в доходе надушу населения сократится с 12  : 1 до 7  : 1.

Экспертные оценки свидетельствовали отом, что расходы на борьбу с загрязнениемокружающей среды напрямую зависят от размерадушевого дохода. В странах Африки, страдающих отзасухи и эрозии почвы, доход на душу населения непревышал в 1970  г. 167  долл. в год против 2000—4000 долл. в мире индустриально развитыхгосударств. Согласно прогнозу, душевой доход встранах засушливой Африки должен повыситься до436  долл. Но темпы выброса твердых отходовбудут в странах с низким доходом все жевозрастать на 6% в год, содержание вредныхпримесей в воде  — на 7% в год, между тем кактемпы загрязнения воздуха и воды в СевернойАмерике и Европе останутся до конца векапримерно на том же уровне (2—3%), со слегкапонижательной тенденцией. Что касаетсякапитальных затрат в очистном секторе, то их доляпо отношению к совокупному капиталу повысится вЗападной Европе до 3,9%, почти до 4% — в Японии, до 2,6%— в Советском Союзе (в 1970 г. последний показатель,поданный ООН, составлял 1,3%).

Разумеется, прогнозы содержалиприблизительные оценки и основывались на томвидении мира, которое господствовало средиученых в середине 70-х гг. Предвосхититьглобальные социально-политические сдвиги,которыми характеризовалось последнеедесятилетие, было весьма затруднительно.

В общем и целом прогноз относительноболее быстрого экономического ростаразвивающихся стран оправдывается, хотя в этомрегионе произошла значительная дифференциация,выделилась группа государств, которыеназываются «новыми индустриальными». Это  —Юго-Восточная Азия, Аргентина, Бразилия, рядстран Ближнего Востока. По душевому продукту онисоперничают со странами Европы и СевернойАмерики. Дифференциация привела также к тому, чтотерминология 70-х гг.  — «третий мир»,«развивающийся мир»  — вряд ли подходит ксегодняшней структуре мира.

Не оправдался, по понятным причинам, ипрогноз развития стран «централизованнопланируемой экономики». Составлявшая в 1970  г.их доля в мировом материальном производстве  — 21%  — должна была увеличиться до 27% к 1990  г. и до 29% к 2000  г.

Василия Васильевича мы часто встречали намеждународных конференциях, посвященныхэкономике разоружения, проблемам конверсиивоенного производства. Он видел свою задачу втом, чтобы, используя шахматные балансы, методику«затраты—выпуск», рассчитать издержкипроизводства оружия, его воздействие на смежныеотрасли, а также определить наиболеерациональный подход к конверсии, удешевить ее исберечь рабочие места. В соавторстве с ф. Дахиным были опубликованы работы: «Военныерасходы» (1983) и «Перспективы автоматизациитруда» (1986). В конце 80-х гг. В. В.  Леонтьевучаствовал в первых проектах широкомасштабнойконверсии военного производства и экономическихпреобразований России.

Важной сферой деятельности ВасилияВасильевича на всех этапах была подготовканаучных кадров. Он сделал много доброго длямолодых ученых России, проходивших стажировку вГарварде и Нью-Йорке.

Научные достижения нашего выдающегосясоотечественника стали классикой при его жизни.Сознавать это приятно, хотя творческий ресурсВ. В.  Леонтьева применительно к российскойэкономике далеко не исчерпан.

Завершая этот короткий очерк, хочетсяпривести некоторые высказывания профессораЛеонтьева, имеющие прямое отношение к нашейэкономической практике.

«Я увлекаюсь парусным спортом, и когдаобъясняю студентам, как функционирует экономика,то сравниваю ее с яхтой в море. Чтобы дела шлихорошо, нужен ветер  — это заинтересованность,руль  — это государственное регулирование.… УСоветского Союза ветер не наполнял паруса, атогда и руль не помогал. Самое трудное состоит втом, чтобы найти правильное соотношение междуответственными действиями предприятий игосударства».

В. В.  Леонтьев сравниваетруководителей наших государственныхпредприятий, которые привыкли к плановымпоставкам и не способны самостоятельно находитьпоставщиков и потребителей, с пингвинами,которых очень трудно научить летать.

И еще слова, оброненные ВасилиемВасильевичем невзначай, как что-то само собойразумеющееся: «…Попытка запрета использоватьдоллар во внутреннем обороте России так жебессмысленна, как и введение запрета насамогоноварение». Совсем недавно наравне снациональными деньгами доллары ходили в ЮжнойКорее, Израиле; понятно, что и доверие камериканской валюте было там несравненно выше,чем к национальной. Сейчас эта двойственностьденежного обращения в прошлом, и произошло это непо приказу, но просто потому, что внутреннеетоварное предложение уравновесило денежнуюмассу, а экспорт товаров и услуг придалстабильность курсу национальной валюты.

Василий Васильевич Леонтьев скончался5  февраля 1999  г. в Нью-Йорке. Статья памятинашего соотечественника «Экономический гений XX в.» академика РАН А.  Гринбергаопубликована в журнале «Вопросы экономики» (1999.№  3).

 

 

Литература

Бункина М.К., Семенов А.М., Семенов В.А.Макроэкономика: Учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. —М.: Издательство «Дело и Сервис», 2000.

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».