Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2001 год | Статьи из номера N4 / 2001

О состоянии экономики и финансов Российской Федерации

Нешитой А.С.,

к.э.н., профессор, ведущий научный сотрудник
Института экономики РАН

1. Цели и результаты реформы

Основными целями социально-экономическойполитики, проводимой в последние годы в нашейстране, были:

  •  достижение устойчивой стабилизацииобщего объема производства и возобновлениеэкономического роста;
  •  обеспечение финансовойстабилизации;
  •  укрепление законности иправопорядка, институтов государственнойвласти, платежной и финансовой дисциплины;
  •  существенное улучшение условий дляпредпринимательства и деловой активности,продолжение приватизации в интересах повышенияэффективности производства и увеличенияинвестиций;
  •  активизация структурнойперестройки экономики посредствомстимулирования инвестиций в высокоэффективные иконкурентоспособные производства;
  •  обеспечение роста уровня жизнинарода, проведение активной социальной политикис учетом интересов различных групп и слоевнаселения.

На достижение указанных целей былинаправлены программы действовавших в эти годыправительств — «Реформы и развитиероссийской экономики в 1995—1997 годах»,среднесрочная программа на 1997—2000 гг.«Структурная перестройка и экономический рост»,основные мероприятия Правительства РФ в областисоциальной политики и модернизации экономики на2000—2001 гг. (распоряжение Правительства РФ от 26июля 2000 г. № 1072-Р).

Поставленные цели, к сожалению, за годыреформирования экономики в целом не достигнуты.Некоторые наметившиеся признаки стабилизации в1997 г. и первой половине 1998 г. были приостановленыфинансово-кредитным кризисом в августе 1998 г.Финансово-кредитный кризис, связанный свведением 17 августа 1998 г. чрезвычайных мер попересмотру денежно-кредитной политики,приостановлению выплат по внутреннему долгу имораторию на выплаты иностранным кредиторам,стал следствием последовательно проводившегосяза годы реформ экономического курса.

Разгосударствление и ограничение ролигосударства в экономическом регулировании,открытость экономики для зарубежныхтоваропроизводителей и отказ от финансовойподдержки собственных товаропроизводителей,даже базовых отраслей экономики и сельскогохозяйства, откровенно спекулятивнаяфинансово-кредитная политика не могли непривести к экономическому обвалу, падениюдоверия граждан к органам государственнойвласти.

Подобное положение, как подчеркнуто впостановлении Государственной Думы от 2 сентября1998 г., явилось следствием допущенных грубейшихошибок в экономике, финансовой икредитно-денежной сферах со стороны ПрезидентаРФ, Правительства РФ и Центрального банка РФ.

Если до начала реформ ВВП нашей страныпо отношению к ВВП США составлял более 30%, то в 2000г. — менее 3% (по курсу доллара).

Таблица 1

Индексы основныхсоциально-экономических показателей РФ
(в процентах к предыдущему году)*

 

Показатели 1991 г. 1992 г. 1993 г. 1994 г. 1995 г. 1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г.
Валовой внутренний  продукт 95 85,5 91,3 87,3 95,9 96,5 100,9 95,1 103,2
Производство промышленной продукции 92 82 86 79 97 96 102 94,8 108,1
Продукция сельского хозяйства 95,5 90,6 95,6 88 92 94,9 101,5 86,8 104,1
Инвестиции в основной капитал 85 60 88 76 90 82 95 88,0 105,0
Ввод в действие основных фондов 75 59 86 73 95 94 95 96 106
Ввод в действие общей площади жилых домов 80 84 100,7 94 105 84 95 92 100
Среднемесячная начисленная заработная плата (с учетом индекса потребительских цен) 97 67 100,4 92 72 106 105 87 78
Оборот розничной торговли 95,3 100,3 101,6 100,2 93,6 99,5 103,8 96,7 92,3
Платные услуги населению 83 82 70 62 82 95 106 99,0 107
Индекс потребительских цен (декабрь к декабрю), в разах 2,6 26,1 9,4 3,2 2,3 1,2 1,1 1,8 1,36
Индекс цен производителей промышленной  продукции, в разах 3,4 33,8 10 3,3 2,7 1,3 1,1 1,2 1,67
Индекс цен реализуемой продукции сельскохозяйственными организациями, в разах 1,6 9,4 8,1 3 3,3 1,4 1,1 1,1 2,0

В годы реформирования экономики былипроведены либерализация хозяйственных связей иценообразования, массовая приватизация (более 70%ВВП и более 90% товарооборота приходится нанегосударственный сектор) и достигнутонекоторое снижение инфляции на основе сжатияденежной массы. Однако при этом оказались резкоослаблены государственные рычаги регулированияфинансово-денежно-кредитной системы и влияние еена развитие реального сектора экономики. Каквидно из приведенных в таблице 1 данных,промышленное и сельскохозяйственноепроизводство по сравнению с дореформеннымпериодом сократилось в 1998 г. соответственно на 50и 40%, резко снизился уровень реальных доходовнаселения.

Производство товаров народногопотребления отечественной промышленностьюсократилось в еще больших размерах, чемпроизводство промышленной продукции в целом. Обэтом свидетельствуют данные, приведенные втаблице 2.

Таблица 2

Производство основных продуктовпитания и важнейших видов
непродовольственных товаров**

 

Показатели 1990 г. 1992 г. 1995 г. 1997 г. 1999 г.
Ткани — всего, млн. м2 8449 5090 1774 1565 1666
Трикотажные изделия, млн. штук 770 456 108 53 80,5
Чулочно-носочные изделия, млн. пар 872 626 288 178 263
Обувь, млн. пар 385 220 52 33 30
Холодильники, морозильники, тыс. штук 3774 3184 1789 1186 1173
Устройства радиоприемные, тыс. штук 5748 4015 988 342 332
Телевизоры, тыс. штук 4717 3672 1005 327 281
в том числе цветного изображения, тыс. штук 2657 2039 370 252 264
Стиральные машины, тыс. штук 5419 4289 1289 800 999
Фотоаппараты, тыс. штук 1856 1607 296 143 81,2
Часы, млн. штук 60 58 18 5 6,3
Велосипеды (без детских), тыс. шт. 3671 2402 563 424 425
Мотоциклы, мотороллеры, тыс. шт. 765 604 70 54,1 26,9
Синтетические моющие средства, тыс. т 876 532 334 306 386
Мыло хозяйственное, тыс. т 327 230 107 80 73
Мыло туалетное, тыс. т 190 114 61 53 50
Мясо, включая субпродукты 1-й категории, тыс. т 6629 4784 2416 1535 1129
Колбасные изделия, тыс. т 2283 1547 1293 1147 948
Животное масло, тыс. т 833 762 421 292 262
Цельномолочная продукция (в пересчете на молоко), млн. т 20,8 9,8 5,6 5,2 5,7
Пищевая рыбная продукция (включая рыбные консервы), млн т 4,3 3,3 2,4 2,4 2,6
Растительное масло, тыс. т 1159 994 802 6874 881
Консервы всех видов, млн. условных банок 8206 5353 2428 2267 2654
Мука, млн. т 20,7 20,4 14,0 12,2 12,7
Крупа, тыс. т 2854 2011 1418 992 899
Кондитерские изделия, тыс. т 2869 1829 1372 1370 1509
Макаронные изделия, тыс. т 1038 1102 603 453 707v

Выросла зависимость товарногообеспечения населения от импорта основныхпродуктов питания и непродовольственныхтоваров. Доля импорта в общем объеме товарныхресурсов для обеспечения розничноготоварооборота, как видно из таблицы 3, составила в1999 г. 36% против 14% в 1991 г. В отдельных регионах(Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге) этотпоказатель составляет 60 и более процентов.

Таблица 3

Структура товарных ресурсов
для обеспечения розничного товарооборота (в %)

 

Показатели 1991 г. 1995 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г.(оценка)
Товарные ресурсы — всего 100 100 100 100 100
в том числе:          
За счет отечественного производства 86 46 52 64 60
Поступившие по импорту 14 54 48 36 40

На долю импортных товаров в общемколичестве предложенных к продаже товаровнаселению в 1999 г. приходилось: мяса имясопродуктов — 25%, масла животного — 30%, масларастительного — 56%, сыра — 50%, макаронных изделий— 41%, многих видов швейных изделий — 40—60%, обуви— 70—80%, телевизоров — 90%, холодильников — 50%. Посуществу, страна теряет продовольственнуюнезависимость.

Если «перестройка», как известно,начиналась с критики того, что дореформеннаяэкономика была невосприимчива кнаучно-техническому прогрессу, и поэтомутребовалась ее структурная переориентация, в томчисле и сырьевой структуры экспорта, нанаукоемкую продукцию, то в настоящее время изстраны экспортируются в основном сырьевыересурсы, в том числе 43% добываемой нефти, 78%производимых минеральных удобрений, 90% алюминия,35% газа. В таблице 4 приведена товарная структураэкспорта России за 1995—1999 гг.

Таблица 4

Товарная структура экспорта России (впроцентах к итогу)***

  1995 г. 1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г.
Экспорт — всего 100 100 100 100 100
в том числе:          
Машины, оборудование и транспортные средства 9,9 9,8 10,3 11,5 10,7
Минеральные продукты 42,0 47,3 47,8 42,5 44,4
Металлы, драгоценные камни и изделия из них 26,1 23,5 24,0 27,2 25,5
Продукция химической промышленности, каучук 9,9 8,5 8,3 8,4 8,5
Древесина и целлюлозно-бумажные изделия 5,6 4,2 4,3 4,8 5,0
Текстиль, текстильные изделия и обувь 1,5 1,1 1,1 1,2 1,1
Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них 0,4 0,4 0,5 0,5 0,3
Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного) 3,3 3,7 2,8 3,0 2,7

2. Ошибочность курса реформ

За годы реформ не удалось выработать изакрепить механизмы государственногорегулирования, обеспечивающие реализациюпреимуществ современного рыночногохозяйствования. Не использованы такиепреимущества российской экономики, как высокаяквалификация кадров, относительно низкиеиздержки на рабочую силу, богатые природныересурсы, развитый науч- но-технический потенциал.Основные параметры, по которым оцениваетсяэффективность экономики (производительностьтруда, фондоотдача, степень обновления основногокапитала и другие), стали несравненно болеенизкими по отношению к дореформенному периоду.Практически утерян государственный контроль заобщеэкономическими пропорциями, выдерживаниекоторых необходимо для устойчивогоэкономического роста. По многим конкурентнымпозициям экономика России ныне уступает нетолько промышленно развитым странам, но иведущим экспортерам сырьевых товаров.

Сложившаяся в настоящее время модельроссийской экономики характеризуетсяэкспортно-сырьевой ориентацией, чрезмернымдавлением импорта в условиях быстрогорасширения открытости экономики, высокойдифференциацией населения по доходам ипотреблению, незначительным размероминвестиций, низкой монетизацией, натурализациейхозяйственных связей, деформированной системойхозяйственных мотиваций.

Неуклонно снижаются инвестиции, восновном в реальный сектор экономики (за 1991—1999гг. они сократились почти в 5 раз).

Доля оборудования со срокомэксплуатации до 5 лет (то, что определяеттехнико-технологический уровень выпускаемойпродукции) сократилась в стране с 29% в 1990 г. доменее чем 4,5% в 1999 г. Более 70% всех машин иоборудования эксплуатируется свыше 10 лет — этоболее чем вдвое превышает показательэкономически развитых стран.

Доля российской промышленности намировых рынках наукоемкой продукции нынесоставляет лишь 1% (для сравнения: на долю СШАприходится 36%, Японии — 30%)1.

В докладе председателя правительстваРФ В.В. Путина 24 ноября 1999 г. на заседанииГосударственной Думы было признано, что до сихпор не удалось решить такие серьезные проблемы,как повышение уровня инвестиций в реальныйсектор экономики; сокращение и искоренениенеплатежей и всякого рода суррогатных расчетов;подъем сельского хозяйства; реконструкциябанковского сектора; прекращение оттокакапиталов; увеличение золотовалютных резервовЦБ РФ; повышение уровня жизни граждан, росткоторого должен стать основным источникомэкономического роста в ближайшие 1—2 года2.

Либерально-монетаристские походы,основанные на постоянном сужении денежной массы(поскольку в условиях разгосударствления имеетместо необеспеченная эмиссия), привели к«затромбированию» экономики суррогатами денег,примитивным формам бартера, хищническомупосредничеству в товарном обмене,ростовщическим формам кредитованияпроизводственного сектора, к фактическомуразрыву между реальными и финансовыми секторамиэкономики.

По многим аналитическим оценкам, в настоящеевремя в стране товарное обращениеобеспечивается так называемыми «живыми»деньгами лишь на 40%, бартером — на 30—40% и«заменителями» денег — на 20—30% (векселями,облигациями и др. суррогатами). В условияхотсутствия у предприятий по известным причинамоборотных средств и парализованностирасчетно-платежного механизма банковскойсистемы после августа 1998 г. в стране было посуществу прекращено товарно-денежное обращение.Центральный банк России, призванныйосуществлять денежную политику, реально еепроводить не может. Выпускаемые им, находящиесяныне в обращении банковские билеты, в связи спереливом капитала из государственного секторав частный, постоянно удешевлялись, сократилисьправа и обязательства государства, акоммерческие банки продолжают работать по сутиглавным образом банковскими билетами и валютой.При таком состоянии банковской системы,естественно, финансовое положение страныукрепить невозможно.

Исполнение федерального бюджетаначиная с 1992 г. осуществлялось с невиданным вмировой практике превышением расходов наддоходами (дефицитами), достигавшим 1,7—2 раз в1993—1994 гг. и 1,2—1,3 раза в 1995—1998 гг.(соответствующие данные приведены в таблице 5).

Таблица 5

Превышение расходов над доходами за1993—1998 гг. (млрд. руб.)

 

Годы Доходы бюджета Расходы бюджета Дефицит Расходы

к доходам, %

1993 1702 3401 1609 198
1994 8603 14 604 6503 170
1995 226,9 275,6 48,7 121
1996 281,9 356,2 74,3 126
1997 344,4 436,6 93,2 127
1998 302,4 388,9 86,5 129

Дефицит бюджета покрывался до 1995 г. восновном прямыми кредитами Центрального банкаили выпуском по существу необеспеченных денег,что, естественно, отражалось на соответствующемросте цен, инфляционного дохода, а в конечномсчете — вело к ухудшению материальногоположения значительной массы населения приодновременном возникновении неоправданногообогащения немногих его групп.

С 1995 г. для покрытия дефицита былаприменена «пирамида» ГКО. Через печатаниеоблигаций шел в том же направлении переливкапитала, в том числе за рубеж, а обслуживаниедолга откладывалось на последующие годы, что витоге и привело к финансовому «обвалу» в августе1998 г.

К октябрю 1998 г., по признанию министрафинансов, сумма долга увеличилась нафантастическую величину до 110 млрд. долл.3,в том числе внутреннего долга — на 80 млрд. долл.(по курсу того периода) и внешнего — на 30 млрд.долл. Группе западных банков, которуювозглавляет «Дойче Банк», задолженность Россиипо платежам по ГКО и ОФЗ достигла 40 млрд. долл. Поданным Минфина России, в мае 1998 г.государственный внутренний долг достигал 435трлн. руб. (или 75 млрд. долл. по курсу того периода),государственные внешние заимствования — 140 млрд.долл. Российские банки получили кредитов вдругих странах на 16 млрд. долл.

В соответствии с принципиальнойдоговоренностью по реструктуризациизадолженности иностранным банком по ценнымбумагам, срок погашения которых приходился напериод с 19 августа 1998 г. до 31 декабря 1999 г., 10% долгапогашалось наличными, 20% — беспроцентнымирублевыми облигациями, 70% — процентнымирублевыми облигациями. Соглашениепредусматривало, что иностранные банки могутиспользовать указанные рублевые облигации дляуплаты налогов и для покупки акций российскихбанков.

В то же время представляютсянеоправданными меры, которые предпринималисьправительством по спасению частных банков, в томчисле и крупнейших банков олигархии, за счетбюджетных средств.

Наиболее целесообразным было быповысить роль Центробанка, Сбербанка и ихфилиалов на местах по исполнению бюджетныхплатежей, в аккумулировании сбереженийнаселения, обслуживании текущих счетовпредприятий, что в дальнейшем в определенноймере уже было подтверждено практикой.

Финансовый рынок в 1999 г. оказалсяпредставленным по существу единственнымсегментом — валютным (долларовым). Рынкигосударственных ценных бумаг и межбанковскихкредитов (МБК), которым отводилось в докризисныйпериод основное место в структуре финансовогорынка, стали занимать менее 14%. Более наглядноструктура финансового рынка в августе 1998 г. ифеврале 1999 г. показана в таблице 6.

Таблица 6

Структура финансового рынка в августе1998 г. и феврале 1999 г. (%)****

 

Сегменты финансового рынка 1998 г. (август) 1999 г. (февраль)
МБК 40,4 10,6
ГКО-ОФЗ-ОБР 39,0 3,0
Доллар (ММВБ) 18,3 85,6
Акции 2,3 0,8

Акции предприятий обесценилисьпримерно в 10 раз4.

Инвесторы, а их почти 2/3 былииностранными, постарались избавиться от ценныхбумаг. На вексельном рынке, представленном восновном векселями «Газпрома», наблюдалосьпостоянное снижение доходности. Обозначившеесяв конце февраля 1999 г. повышение курса акций посуществу не повлияло на общую ситуацию,поскольку российский фондовый рынок в целом похарактеру обесценения национального богатствапросто фантастический. Временные рамкиинвестирования не просматриваются здесь далее3—4 месяцев. Все, что за этими пределами, какправило, не пользуется спросом и имеет бросовыецены.

Последствия обострения финансового кризисапосле обвала в августе 1998 г. изменилипредставления о проводимом ранее курсе реформ,целевых установках и параметрах развитияэкономики в 1999-м и последующих годах, ролигосударства в регулировании экономическихпроцессов. Новый курс, как неоднократноподчеркивалось правительством Примакова, долженбыл быть направлен на обеспечение развитияреального социально ориентированного сектораэкономики с опорой на самодостаточность исобственные источники при помощицивилизованного рыночного государственногорегулирования)5.

3. Использованные возможностиэкономического подьема

Намеченные и принимавшиесяправительством России в первом квартале 1998 г. и вначале 1999 г. меры были направлены на преодолениепоследствий финансового кризиса, неуклоннонараставшего на протяжении последних шести лет ипоставившего в конце августа 1998 г. страну награнь полной экономической катастрофы иполитического хаоса. Эти меры сводились кстабилизации курса рубля, восстановлениюдвижения товарно-денежных потоков на основереструктуризации банковской системы и«точечной» расшивке неплатежей,последовательному устранению хроническойнехватки оборотных средств у предприятий инедоступности кредитов.

Приоритетными направлениями впервоочередных мероприятиях становились заботао потребителе, обеспечение продовольственнойбезопасности, повышение уровня социальнойзащиты населения, государственная поддержка истимулирование отечественного производствачерез формирование эффективной налоговой иинвестиционной политики.

В качестве первых заметных шагов были,в частности, приняты меры по выплатамзадержанной отдельным категориям работниковзаработной платы, отсрочка долга села в сумме 25млрд. руб. до 2005 г.; защите интересов вкладчиков;стабилизации положения на потребительскомрынке; повышению роли потребительскойкооперации в обеспечении населенияпродовольствием.

К сожалению, решительных мер постабилизации социально-экономическогоположения в стране своевременно принято не было.В действиях правительства РФ, особенно послесмены его состава во главе с Е.М. Примаковым, ненаблюдалось последовательности и системности.Наряду с некоторыми наметившимисяположительными тенденциями всоциально-экономическом развитии страны в 1999 г. ипервой половине 2000 г., обусловленными факторамивременного характера, оставались нерешеннымикардинальные проблемы экономики и были упущенывозможности перехода ее к устойчивому росту.

Данные Госкомстата России (см. табл. 1 и2) за 1999 г., а также показателисоциально-экономического развития страны за 2000г. (по оценкам Минэкономразвития РФ, Минфина РФ инаучных организаций)6свидетельствуют, что в целом итоговые результатыза указанный период по сравнению с предыдущимигодами реформирования выглядят достаточновыигрышно.

Так, валовой внутренний продукт возрос кпредыдущему году в 1999 г. на 3,2%, а в 2000 г. — на 7,6%;промышленное производство — соответственно на8,1 и 9,0%; сельскохозяйственное производство — на4,1 и 5,2%; инвестиции в основной капитал — на 5 и 17%.Реальные доходы населения увеличились в 2000 г.на 9,1% — правда, после обвального спада в 1998—1999гг. они остаются на 22% ниже предкризисного уровня1997 г. Повысились доходы федерального бюджета:получено сверх планируемых объемов в 1999 г. 138млрд. руб., а в 2000 г. — 305 млрд. руб. Более чем в 2,5раза увеличился золотовалютный резервЦентрального банка РФ и составил на начало 2001 г. 30млрд. долл. Стабилизировались инфляция ивалютный курс рубля. Экономика стала болеемонетизированной, сократились неплатежи ибартер.

В то же время приходится отметить, чтомеханизма расширяющейся экономики,гарантирующего в перспективе устойчивые темпыроста производства и потребления, в стране несформировано.

Экономический подъем в указанныйпериод носил во многом конъюнктурный характер ибыл вызван эффектом импортозамещения в связи состихийной девальвацией отечественной валюты(август 1998 г.) и благоприятной мировойконъюнктурой цен на энергоносители.

В связи со сложившимися условиями«дешевого рубля» и сокращением импорта темпыроста в отраслях легкой, пищевой иобрабатывающей промышленности в странесоставили в указанные годы от 15 до 25%. Доляимпорта в структуре товарного обеспеченияоборота розничной торговли снизилась до 36—40% с 48%в 1998 г. Фактическая стоимость барреля нефтидержалась в 2000 г. на уровне 30—32 долл., чтопримерно в 2 раза выше цены, обеспечивающейнормальную рентабельность нефтедобычи. Такаяситуация на нефтяном рынке обусловилаположительное сальдо торгового баланса вразмере 60 млрд. долл.

К сожалению, политика «дешевогорубля», поддерживающая конкуренто-способностьотечественной промышленности и подъемпроизводства в рамках «нефтяной» фазы, ковторому полугодию 2000 г. исчерпала свой потенциал.Второе полугодие 2000 г. уже резко контрастирует спервым. Экономический подъем сменилсястагнацией, промышленное производство пересталорасти. В третьем квартале оно стабилизировалосьна уровне июня, а в четвертом — даже несколькоснизилось, с учетом сезонного и календарногофакторов, на 3% (см. табл. 7). Примерно такое жеположение сложилось и в сфере инвестиций восновной капитал.

 Таблица 7

Динамика макроэкономическихпоказателей по кварталам 2000 г. (темпы ростапоследнего месяца квартала к последнему месяцу
предшествующего квартала, сезонность устранена,%)*****

 

Показатели I квартал II квартал III квартал IV квартал
Промышленное производство (с устранением календарного фактора) 105,0 101,2 99,9 97,0
Оборот розничной торговли 104,2 101,0 102,3 103,6
Инвестиции в основной капитал 108,1 109,7 99,2 100,4
Экспорт товаров (в физическом выражении) 112,8 98,6 100,0 103,3
Импорт товаров 103,2 105,5 107,3 107,3 (оц.)
Реальные доходы населения 98,6 98,1 103,2 105,5
Реальная заработная плата 109,7 102,8 100,2 104,8

Одновременно наметившееся повышение реальныхдоходов населения поддержало потребительскийспрос. На этом фоне активизировался импорт,который вновь становится основным источникомобеспечения роста товарооборота, оттесняятовары внутреннего производства.

Снижение инвестиций — крайненегативная тенденция. Достигнутый в 2000 г.прирост — 17,7%, хотя и несколько снижает остроту«инвестиционной проблемы-2003», однако для еерешения (по расчетам) объем инвестиций долженвозрастать в 2 раза в год выше.

Негативные тенденции второй половины2000 г., которые могут усилиться нестабильностью намировых рынках сырья и укреплением позицийконкурирующего импорта, делают реальным (вусловиях продолжения прежнего экономическогокурса) вползание экономики страны в дальнейшуюкризисную ситуацию.

В выступлении президента РФ В.В. Путина

Кстати, в 2000 г. при положительном, какотмечалось, сальдо торгового баланса в 60 млрд.долл. в нефтяную отрасль вложено лишь 4,4 млрд.долл. — хотя это и в 2,5 раза больше, чем в 1999 г., нокрайне недостаточно при сложившихсявозможностях.

Таким образом, по сути консервируетсяи даже усиливается сырьевая направленностьэкономики и ее зависимость от конъюнктурымирового рынка.

4. Качественно новый подход кразвитию экономики

Становится еще более очевидным, чтобез извлечения должных уроков из ранеепроводившегося курса реформ поправить положениев экономике не представляется возможным. Нельзястроить нашу экономику, как справедливо отмеченоакадемиком Л.И. Абалкиным, по западным рецептам.«Досадно, — пишет он, — что и сегодня нарассмотрение правительства выносятсяразработки, которые на самом деле и привели кразвалу российской экономики, разрушениюнаучно-технического потенциала страны иобнищанию народа. Суть этих разработок — отказот регулирующих функций государства, упование навсесилие рынка, плохо продуманная и еще хужепроведенная приватизация, изъятие внутреннихисточников роста и обращение за поддержкой кзападным кредиторам. Но, повторяю, все это уже мыпроходили, все это элементы навязанного страневашингтонского консенсуса»8.Комментарии, как говорится, излишни.

Решающим началом выхода изфинансового кризиса должно было быть,безусловно, осуществление новойденежно-кредитной политики, ориентированной наукрепление национальной валюты, пополнениедоходной части бюджета и поддержкуотечественного производства.

Введение монополии государства на валютныеоперации и внешнюю торговлю сырьевыми ресурсами(нефть, нефтепродукты, уголь, алюминий,минеральные удобрения и др.), устранениесвободного обращения доллара позволяютустановить государственный фиксированный(реальный) курс рубля к доллару и евро, резкоослабить тем самым зависимость страны от МВФ,существенно пополнить доходную часть бюджета(расчеты показывают увеличение при этом доходовна 15—20 млрд. долл. или на 400—500 млрд. руб.). Крометого, при этих условиях, а также при введениисоответствующего механизма стимулированияможно привлечь в реальный сектор экономикизначительные валютные сбережения населения (поразным оценкам, «на руках» у населения находитсясвыше 50 млрд. долл. США)9.

Необходимы решительные меры попредотвращению «бегства» капитала за рубеж иобеспечению возврата незаконно вывезенной изстраны валюты, размещенной в иностранных банках,путем использования законно действующихмеханизмов.

Вряд ли кто-либо возьмется назватьточную цифру «сбежавших» из России капиталов запоследние 5—7 лет. По некоторым оценкам, онасоставляет более 300 млрд. долларов10.Несмотря на указанную огромную величину«вывоза» капитала, даже после августовскогокризиса 1998 года (только по официальным данным)«коммерческие» и производственные структурыперевели за рубеж под фиктивные импортныеконтракты 2,5 млрд. долл. В.В. Путин в названномвыше докладе в Государственной Думе 24 ноября 1999г. отмечал, что из России «убегает» 1,5—2 млрд.долл. в месяц.

И это, конечно, далеко не полнаякартина. Сейчас довольно хорошо известно, что дляперекачки капитала за рубеж существуетмножество обходных путей. Это, в частности, нетолько фиктивные контракты, но и подставныефирмы, оффшорные зоны и просто двойная цена —заниженная для расчетов и реальная, из которойчасть зачисляется нашим «коммерсантам» на счетав зарубежных банках.

Возврат и вовлечение лишь 5—7%незаконно вывезенной из страны валюты,размещенной в иностранных банках, в реальнуюэкономику позволяет за счет увеличенияпроизводства и соответственно доходов населенияполучить дополнительно в бюджет толькоподоходного налога до 100 млрд. руб.

Укреплению денежно-кредитной системы,нейтрализации деятельности и устранениювалютно-спекулятивного сектора, господствующегоныне на финансовом рынке, должны способствоватьмеры правительства РФ, направленные наразделение финансовых потоков, работающих нареальный сектор и на спекулятивный; формированиебюджета развития и на его основе созданиеГосударственного банка реконструкции и развития(ГБРР), который призван заниматься инвестициями впроизводство — в частности, обслуживатьзначимые крупные инвестиционные проекты ипрограммы с широким кругом участников.

С созданием ГБРР будут заложены основыновой финансовой политики и введения, как былозаявлено правительством, так называемогоинвестиционного рубля — внутренней денежнойединицы для безналичных расчетов, что имеетдостаточно серьезные перспективы для укрепленияэкономики.

В экономическую практику должна быть введенаразработка Банком развития (ГБРР) балансанационального богатства (инвестиционногокапитала) с тем, чтобы эмиссия денежных средствпроизводилась под активы, учтенные поднациональные обязательства, а инвестиционныйрубль был наиболее устойчивым.

Благодаря своему геополитическомуположению, огромному (почти 400 трлн. долл.)национальному богатству, научному потенциалу ивысокообразованным кадрам Россия в состоянии(при изменении экономического курса), опираясь насобственные возможности, создать сильнуюнациональную валюту, обеспечить подъемэкономики и укрепление финансов. Решению этихпроблем должны были способствовать также меры поисправлению нарушений законоположений в областиприватизации государственной собственности,которая, по выражению Е.М. Примакова, дававшегоинтервью американскому журналу «Юэс-Ньюс эндуорлд рипорт», «не создала рыночную экономику», а«убила любую надежду на эффективность»;совершенствованию налоговой системы и политикиценообразования, направленных на повышение ихстимулирующей роли в развитии реального сектораэкономики; укреплению единой государственнойсистемы исполнительной власти; и другие меры,которые были отражены в плане действий пореализации документа «О мерах Правительства РФ иЦентробанка РФ по стабилизациисоциально-экономического положения в стране»,утвержденного постановлением Правительства РФот 20 декабря 1998 г. № 1529. К сожалению, после сменыправительства РФ, возглавляемого Примаковым, этимеры по сути не были выполнены.

В разрабатываемом МинэкономразвитияРоссии прогнозе социально-экономическогоразвития Российской Федерации на 2002 г. и напериод до 2004 г. главной целью экономическогоразвития выступает обеспечение реального иустойчивого роста экономики и на этой основеповышение уровня жизни граждан. Достижение этойцели невозможно без реализации комплекса мер,направленных на повышениеконкурентоспособности российской экономики ирешение задачи постепенного изменениямеждународной специализации России с экспортноориентированного сырьевого сектора экономики наразвитие и экспорт продукциивысокотехнологичных отраслей.

Новый подход в экономической политикеныне состоит в том, чтобы государство накачественно новой основе усилило своюэкономическую функцию, связанную с необходимойкорректировкой рыночных регуляторов имеханизмов.

Создание в 2002—2004 гг. новой моделиэкономики и выход на траекторию динамичногороста потребуют существенных изменений основныхмакроструктурных пропорций, а именно:

— усиления ориентации производства навнутренний спрос и сокращение доли импорта в егоструктуре. В ближайшие годы основным источникомроста со стороны конечного спроса станетувеличение роли отечественных товаров, а вдальнейшем — производственные инвестиции;

— разблокирования источников роставнутреннего спроса, прежде всего — увеличениядоходов и накоплений реального сектора,замороженных в неплатежах и других неденежныхформах хозяйственного оборота;

— изменения структуры товарногопроизводства в пользу обрабатывающейпромышленности. При этом на разных этапахисточниками роста станут, во-первых, отраслипотребительского комплекса, обеспечивающиепредложение отечественных товаров; во-вторых,отрасли машиностроения, производящиеинвестиционное оборудование; в-третьих, отрасливысокотехнологического машиностроения,позволяющие обновлять оборудование насовременном качественном уровне;

— сбалансированного по отношению кдинамике производства и инфляции роста денежноймассы, с одновременным изменением ее структуры впользу средств на счетах предприятий. Основнымифакторами денежного обращения станут снижениеуровня неплатежей, вытеснение бартера и денежныхсуррогатов, ужесточение требований кплатежеспособности предприятий.

Качественно новый подход к развитиюэкономики требует учета органическойвзаимосвязи роста потребления и инвестиций,достижения устойчивого баланса междуфинансовой, производственной и ресурснойсферами при активной роли государства.

Ключевыми элементами экономическойполитики при этом выступают повышениеэффективности управления собственниками, впервую очередь со стороны государства, созданиефинансово-кредитной и инвестиционнойинфраструктуры, обеспечение техническоймодернизации.

Необходимо обеспечить такиесоциально-экономические, организационные,нормативные и психологические условия на рынке,при которых ключевые субъекты хозяйствованиясвязывали бы свои перспективы и стратегическиеинтересы с расширенным воспроизводством имодернизацией, с увеличением национальногобогатства и производительного капитала, а не с ихперераспределением, как это происходит впоследние годы.

Институциональные структурывзаимосвязанных производств и хозяйствующихсубъектов, образующих системную целостность иобладающих как мощным потенциалом роста, так и«критической массой» для качественныхпреобразований, должны стать движущими силамиподъема в «локомотивных» отраслях экономики, вцелом в экономике страны.

Модель экономического роста должнаопираться на инновации и повышениеэффективности, без чего невозможно динамичноеразвитие. Поэтому мобилизация всех ресурсныхисточников повышения эффективности становитсяне только предпосылкой, но и содержанием роста,одним из его ключевых ориентиров. Для этогокрайне необходимо выработать механизмсогласования и сбалансированности интересовразличных участников социально-экономическихпроцессов.

Редакция журнала «Финансовыйменеджмент» согласна не со всеми экономическимиметодами, предложенными в данной статье, длядальнейшего стимулирования роста российскойэкономики.

На наш взгляд, в настоящее время вРоссии, вполне могут «ужиться» методы,характерные для рыночного хозяйства, и механизмыгосударственного регулирования и контроля. Мытакже не видим острой необходимости в введениимонополии государства на валютные операции ивнешнюю торговлю сырьевыми ресурсами,устранение свободного обращения доллара.

К счастью, Россия смогла пережитьтрудные времена, и в введении столь жесткихэкономических мер нет особой необходимости.

 

 

* Российский статистическийежегодник. — 2000. — С. 16, 561, 567, 571.

**Российский статистическийежегодник. — 2000. — С. 329, 332, 333, 342, 346, 347.

***Российскийстатистический ежегодник. — 2000. — С. 582.

****НГ-Политэкономия. —1999, № 3, февраль.

*****Промышленные ведом.— № 3—4, февраль 2001. — С. 3

1 Путин В. Россия на рубежетысячелетия. — Независимая газета. — 1999. — 30декабря.

2 Путин В. Достигнутое пока оченьхрупко. — Парламентская газета. — 1999. — 25 ноября.

3 Финансовые известия. — 1998. — 4октября. Труд. — 1998. — 2—8 октября.v

4 Материалы Государственной Думысвязанные с принятием закона «О защите прав изаконных интересов на рынке ценных бумаг»//Парламентская газета. — 1999. — 23 февраля.

5 Маслюков Ю.Д. Наша цель —движение к цивилизованному рынку // Коммерсант. —1999. — 18 февраля.

6 Белоусов А. 2000—2001: экономическиеитоги и перспективы // Промышленные ведомости. —№ 3—4, февраль 2001 г.

7 Российская газета. — 2000.— 4 апреля.

8 Абалкин Л. По западным рецептамнашу экономику не вылечить. — Парламентскаягазета. — 2001. — 10 января.

9 В докладе министраэкономики России названа величина накопленийграждан 30—50 млрд. долл.: Независимая газета. —1999. — 26 февраля.

10 Болдырев Б. Авантюрныеприключения доллара продолжаются //Парламентская газета. — 1999. — 26 февраля.

 

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».